Чисто поговорить.

Вчера на лабораторной кухне разогреваю в микроволновке обед: рис со стручками (по научному бобами) гороха. За мною наблюдает коллега, которая обычно внимательно следит за своим рационом, подбирает экологически чистые продукты. Биолог с высшим образованием. Дежурный вежливый смолл-ток: это с вашего огорода горох, да? (Мы действительно завели тут небольшой огород в качестве хобби). Я смотрю на нее с удивлением — она не понимает. Чтобы разрядить обстановку и аккуратно намекнуть в чем дело рассказываю ей похожий случай. Вкратце расскажу и вам.

Дело было как-то в мае. Иду на день рождения к подруге. Подруга биолог с высшим образованием. Зашла в супермаркет купила персиков, просто угостить. Приношу подруге, а она уважительно: это с вашей дачи?
Рассказала, значит, я это все и получила результат: а что? Персики не выращивают на даче? Сложная культура наверное? Тут я, честно говоря, растерялась. Уже и не знаю, что сказать, чтобы коллегу не обидеть. Если еще кто-то не понял, разгадку напишу чуть ниже.

Я не знаю, насколько это можно уже считать тенденцией, но наблюдения показывают, что наиболее экологически — озабоченные, даже биологи, очень слабо представляют, как выращивается их экологически-чистый продукт. Мы, кстати, горох на даче перестали выращивать по одной простой причине: всходы поражаются грибками, а плоды червивые.

Вечером дома за ужином обсуждаем с мужем тему удивительной экологической сознательности. Муж спрашивает: а вот ты, оглянувшись назад в историю, в какой бы эпохе хотела бы жить? Я по очереди примерила на себя туники и кринолины и подумала, что не с моим счастьем ці панські витребеньки. Была бы я крестьянкой крепостною с тяпкой в огороде, как пить дать. А я хорошо знаю, что это такое. У меня прошлое отягощено культивированием картофеля на приусадебном хозяйстве и не только картофеля. И говорю, — знаешь, похоже, что меня вполне устраивает 2009. Тут еда растет в магазинах, кровопускание и пьявкотерапию не практикуют, хочу поговорить с мамой — тянусь лениво к мобильнику, на работу носит меня карета, грязную посуду и белье стирает машина. Во! — говорит муж. А есть категория населения, в большинстве своем горожане, которые смотрят в прошлое, как на потерянный рай. Когда и реки были чище, и снег белее, трава зеленее, коровы толще, хлеб вкуснее, никто не болел, а если болел, то чудом выздоравливал. Чем экологичнее, тем как бы ближе к Эдему. Рождается своего рода иррациональная религия, на которой паразитируют продавцы суррогатом счастья — экологически чистыми продуктами.

Люди, я скажу вам правду. Горох высаживают в землю в средине марта. Даже если бы я очень захотела, то через две недели после высадки, я не получу плодов. Персик в мае — июне цветет, а майские плоды я могу купить только в супермаркете. Если картофель не поливать удобрениями и пестицидами, он гниет, болеет, а что выжило, сжирает колорадский жук. Пшеница без удобрений никакая, если ее не поливать фунгицидамии, на ней растет ядовитый грибок, который разрушает вашу нервную систему. Яблоки (не трансгенные) обливаются химикатами 12 раз за сезон. Иначе растение заболевает столькими болячками, что плоды опадают еще на стадии завязи. Горох, даже в идеальных почти стерильных лабораторных климатических камерах, раз в неделю загазовывают химикатами, иначе его жрет тля и поражает грибок. Однако даже при таких жестких мерах и с такими продуктами, продолжительность жизни людей продолжает возрастать, при этом еды пока еще хватает хотя бы тут, где цивилизация. Но уже сейчас Китай подсчитал свои ресурсы до 2012 года и сказал, что риса даже ему с такими темпами прироста населения хватать не будет, не то, чтобы торговать, даже если использовать самые новые самые продуктивные и устойчивые сорта и самые интенсивные технологии. Поэтому давит на мировое сообщество в надежде протолкнуть разрешение на ГМО рис уже сейчас. Выращивание хлопка вообще напоминает работу в химической лаборатории и только ГМО — хлопок позволяет хоть как-то ограничить использование пестицидов.

У меня все.

252 Responses to Чисто поговорить.

  1. сколько народу не объясняй их все в пещеры будет тянуть — и врачи обманывают и прививки зло, антибиотики под страхом смерти не возьмем, а в магазинах одна химия.
    самое смешное что никто бы и есть не стал того что готовили или выращивали лет сто назад — было бы жестко, безвкусно и песок вкупе с червями на зубах хрустел бы. я уж не говорю о гигиене.
    в общем больная тема. ага.

  2. Пусть Китай не переживает. В Китае фертильность на одну женщину — 1,3 ребенка (для простого, не расширенного воспроизводства населения нужно 2,1 ребенка на женщину). Так что сейчас у них пик, а населения много исключительно из-за увеличившейся продолжительности жизни. И рождаемость падает везде, в том числе — и в мусульманских странах. Так что еды хватит.
    Кроме того, добавлю две копейки в адрес страдальцев по «потерянному раю». Да, жизнь была натуральнее, но те, кто страждут, что живем мы «в загазованных городах», предпочитают не вспоминать, что сжигаемое дерево и уголь воняют ничуть не менее сжигаемой нефти и газа, а навоз, который открыто на улицах лежал, тоже воздух не озонирует.
    И еще: почему-то живуча легенда о том, что наши предки были здоровее и сильнее. Но тут есть нюанс: детская смертность была фантастически высока, да и у взрослых — порядочна (в начале 20 века ожидаемая продолжительность жизни мужчины в России была 27 лет — т.е., или в детстве помрет, или на войну заберут, или так надорвется на сельхозработах). Так что выживали, действительно, самые сильные и живучие, с богатырским здоровьем. Выживал один из семи-десяти, но уж тот, кто выживал, и был самый здоровый и вообще богатырь.
    Те из наших современников, кто романтизируют наших предков, должны бы догадываться, что сегодняшние акции вроде: «Девочка Настя умирает от рака мозга, помогите собрать миллион на лечение» еще в прошлом веке были невозможны. Родители тихо схоронили бы девочку Настю, и пошли бы поить экологически чистым молоком остальных пятерых-семерых детей — авось эти выживут. Но повезло бы, точно так же, не всем. Жестоко? Извините, но это так.
    Так что страшилки про ГМО совсем не страшные, да.

  3. У нас на работе, в биологической лаборатории, тоже есть такие дамы-сторонницы «натурального». И у них тоже весьма туманные представления о том, что такое огород и как на нем работать 🙂
    А еще у нас под Петербургом есть такой пос. Красный Бор, а рядом с ним — полигон для утилизации хим. отходов. В былые времена там постоянно стоял стойкий неприятный химический запах, а над полями частенько стелился вонючий дым. И вот людям с Ижорского завода предложили участки в том районе. Народ брал — времена были не очень, огород оказался хорошим подспорьем. И, что смешно, были среди взявших участок люди, которые тоже говорили — ну, наконец, свое будет, без пестицидов, нитратов и нитритов. То, что вонючий дым в неудачные дни стелился прямо над грядами, а проливавшийся над участком дождик тоже имел странный запах, их не смущало совершенно. Люди иногда рассуждают странно, палка перегибается во все стороны. Именно поэтому так приятно (и интересно!) читать ваш журнал, журнал человека со со здравым взглядом и знаниями 🙂

  4. Меня тоже устраивает 2009 год.
    Но не со всеми культурами все так просто, иногда даже без должного ухода выростают многие съедобные растения. по крайней мере в России, на Северо-Западе лично мне без особых усилий удавалось многое выращивать (разумееться не в промышленных масштабах(кроме яблок), и не каждый год, но без особой обработки, и химикатов 12 раз в сезон)

  5. Сын у меня принес домой из школы рецепт средневекового блюда: я честно готовила, но есть никто не стал.

  6. Довешу по поводу хлопка.
    Я с ходу не в курсе, относятся ли к пестицидам дефолианты, по-моему. это немножно отдельная химия — но вот собрать хлопок, пока с него не отвалились листочки — невозможно. Если он, опять же, не ГМ, который в нужное время листочки сам откинет.
    Поэтому перед уборкой урожая это дело густо поливают дефолиантами. Сначала это оборачивается онкологическими и прочими медицинскими проблемами только для тех, кто тот хлопок собирает. Что уже немало, т.к. в сезон на сбор хлопка мобилизуются все студенты и школьники от 8 класса.
    Но дальше начинается самое неприятное: хлопок много раз на одном место растет с каждым годом все хуже и хуже. Как и большинство с/х культур. Потому что каждая культура берет из почвы то, что ей по нраву, и это саме вкусное истощается. Поэтому обычно культуры чередуют на одном и том же поле.
    Так вот, хлопок в Узбекистане чередуют С ДЫНЯМИ. Которые, в отличие от хлопка, употребляются «унутрь». А сами они в процессе созревания с удовольствием употребляют «унутрь» все дефолианты, залежавшиеся в почве от предыдущих хлопковых урожаев.
    Были и смертельные случаи.

  7. Якщо справи так підуть далі, скоро можна буде «чисто поговаріть» з помідорами 🙂

  8. >Выживал один из семи-десяти, но уж тот, кто выживал, и был самый здоровый и вообще богатырь.
    или дохлый, но живучий 🙂 что нас не убивает, совсем не обязательно делает нас сильнее. чаще просто калечит.

  9. и врачи обманывают и прививки зло, антибиотики под страхом смерти не возьмем — и рожать надо только дома, ага.
    Прямо как очумели все, я иногда даже пугаюсь. Кругом какие-то неандертальцы.

  10. понятно, что можно кое-что выращивать и без ухода. но очень часто это удается при общем «благоприятном» химическом фоне в округе. например, наша дача среди бескрайних немецих картофельных полей, где жуков уничтожают буквально напалмом. до нас они просто не долетают. в то же время, дачному кооперативу лет сто, где принципиально запрещены жесткие пестициды. грибы и плесень в восторге. и улитки, да. укроп просто не успевает высунуть нос из земли, как сжирается на корню.

  11. зато бегом бегут и верят колдунам, гомеопатам, гадалкам, и всему остальному.

  12. якась неймовірна неприродня концентрація біологів з вищої освіти. не вірю, що це документальне оповідання, а не вигадка.

  13. та зараз куди не плюнь, потрапиш в біолога з вищою освітою

  14. что может быть экологичнее пещеры? все натуральное! необработанные каменные стены, открытый огонь костра, родниковая вода и все такое.

  15. Re: Довешу по поводу хлопка.
    Ну я не хотела пугать людей такими подробностями. Есть куча здравых аргументов «За ГМО». И куча иррациональных «против». Меня убил где-то в коментариях к прошлому посту факт, что в пекарнях для био — хлеба требуется отдельное оборудование, чтобы исключить малейшие примеси не-био. Кашрут, какой-то, чесное слово. Это далеко за рамками здравого рассудка.

  16. а загалом історія про питання біологів засвідчує одну просту істину: якою б не була освіта, якою б спеціальними, грунтовними не були знання, як би не обурювали козні креаціаністів і прочіх різних попов, окурівающіх голови ядовітими і дремучими заблуждєніямі, нормальний здоровий генетик ходить до церкви, вірить в зглаз і уважно розглядає упаковку рису на предмет його трансгенності.

  17. ага, в мене таке ж враження про письменників 🙂

  18. драсьтє! які люди! Мы тоже в каком-то музее средневековом терли камнем зерно и варили похлебку. Я бы рекомендовала всех биожахнутым принудительно этим кормить.

  19. > Яблоки (не трансгенные) обливаются химикатами 12 раз за сезон. Иначе растение заболевает столькими болячками, что плоды опадают еще на стадии завязи.
    А это.. А как они в дикой природе растут? Если б на стадии завязи опадали, то не размножались бы, да?

  20. Многие жалуются, мол, магазинный фрукт-овощ не такой сочный/ароматный/вкусный, как дачный.
    Фишка в том, что для магазинной торговли тот же помидор срывается в начале дозревания, краснеет он в ящике — где-нибудь в темной подсобке торгового зала, где набравшие товарный цвет помидорчики отбираются на прилавок. И потом еще на прилавке он лежит неделю или две, пока его купят. Но вкус у него сохраняется еще тот, начала дозревания.
    Дачный, который «только что бегал», невозможно дешево ни перевозить, ни хранить. И срок реализации у него короткий. Поэтому, чтобы магазинный помидор был как дачный на вкус — то или ГМО, или цена в пять раз выше.

  21. 2 неделі атмачіваєтє в уксусє крисіниє хвости, перетіраєте, добавляєте 12 летучіх мишей… продолжать?

  22. а в мене взагалі враження, куди не плюнь – в когось попадеш.

  23. «..наблюдения показывают, что наиболее экологически — озабоченные, даже биологи, очень слабо представляют, как выращивается их экологически-чистый продукт..»
    Здоровый образ жизни — очень нездоровое занятие 🙂
    Ушол курить.

  24. в дикой природі ростуть зовсім інші яблука, підозрюю. в яких яблука розміром з мишиний памьот.

  25. В дикой природе яблоки таковы, что даже червяки ими брезгуют. Либо кислые, либо терпкие настолько, что язык в узелок завязывается.

  26. і отримаєш вибух обурення. страшно писати. да і жити.

  27. Та плюньте вже й в мене, чо там! B-D

  28. Да ладно вам, совсем уж так-то. Если бы это было действительно так, из наших предков никто бы не дожил до того, чтобы стать нашими предками. 😉 Яблоки не трансгенные (правда, зато сортовые) отлично доживают до сбора урожая безо всяких химикатов, причем в урожайный год — в таких количествах, что девать некуда. Горох мы всю жизнь рвали на совхозных полях, где его сажали на силос в обнимку с овсом. Без химикалий там, конечно, не обходилось, однако вряд ли это дело специально поливали фунгицидами, поскольку задачи получить именно стручковый горох перед собой никто не ставил. Нормальный был горох… Картошка тоже, в принципе, растет без удобрений и пестицидов, хотя колорадский жук — это да, наше все… Про остальное не скажу, ибо не специалист, но вы все-таки перегибаете палку, причем сильно.

  29. Чо там підозрювати — багато разів бачив ці дикі яблуні у лісі. Жалюгідне видовище. Їсти-то я їх їв одного разу, яле лише тому що воду не взяв, а струмок ніяк знайти не міг, конце пити хотілося. То краще б не їв — соку в них не було як класу.

  30. меня предыдущие эпохи привлекали в основном «мотательностью» судьбы, когда великие катаклизмы срывают людей с места как пушинки и человеки вынуждены бороться за жизнь… ну что-то вроде «в прекрасном и яростном мире».
    но вот в последнее время иллюзия тоже разрушается. сидел бы и 9 и 15 веке на своей деляночки да ковырялся бы я в земле, ага.

  31. Кстати, мои родители дачничают вовсю, но вот пестицидами мы воспользовались лишь раз — когда надо было выкосить купленный пустовавший участок. Там за пять лет ТАКОЕ выросло, что либо напалм, либо RoundUp. Я склонялся к напалму, или вообще к объемному взрыву, но со мной не согласились 🙂

  32. Из 12 детей в семье моего деда выжили 7. Это к вопросу доживания предков.
    Яблоки сортовые не червивые случайно? Горох на совхозных полях поливается вместе с овсом. Даже если вы не в курсе. Картошка растет, но есть такое понятие как урожайность. Мы садим 5 кило, снимаем мешок. Такую урожайность вы никогда не получите без надлежащей обработки посадочного материала и соответствующего культивирования.

  33. как вам сказать, у меня и сейчас такая мотательность судьбы и борьба за жизнь, что уже хочется и на грядках посидеть. но только как хобби. не дай бог дожить до времен, когда придется ковыряться в земле по-настоящему. это при том, что я не только знаю, как картоху выращивать, но и зерно посадить, скосить, сложить в снопы и обмолотить, травы накосить, высушить и сгрести в копну. я точно знаю, ЧТО это такое.

  34. «вполне устраивает 2009. Тут еда растет в магазинах, кровепускание и пьявкотерапию не практикуют, хочу поговорить с мамой — тянусь лениво до мобильника, на работу носит меня карета, грязную посуду и белье стирает машина»
    какая-то крайне зловещая картина..и совсем не боюсь показаться ретроградом )
    блин, ну, а как же мышечная радость битвы или пахоты, запах далеких любимых от писем пером, солнечная, пусть и подточенная осами, сахарная груша на теплой земле?

  35. Да пожалуста, в мене якраз завалялися хвости

  36. те кто жалуются видно покупают самое дешевое. так и на рынке — купишь подешевке получишь вкус хуже.
    у нас (израиль) что в суперах попадаются вкусные что на рынке. также и органические — можно в супере органические дерьмовые купить а можно и вкусные.
    кроме того еще один аспект — суперские овощи\фрукты контролируются. а вот дачные — нет. пойди знай какой химией их поливали — никто не пришел не проверил можно реально отравиться. я бы поостереглась покупать фрукты\овощи из неконтролируемых мест.

  37. скажу вам, хвости можна їсти просто так, ні в чьом не отмачівая! ну хіба шо трошки в луже блізлежащєй прополоскать.

  38. Ничего не скажу про еду, но жизнь в стародавни времена была сильно невеселая.
    Проблемы со зрением были повсеместны — из-за освещения свечами и лучинами.
    Без зубов народ ходил.
    Простужались и болели, потому как одевались с современной точки зрения весьма легкомысленно. Барышни в шелковых туфельках сигали из кареты в бальную залу — ноги промокли,простуда,чахотка…
    Ой, нет, сейчас лучше!

  39. перестаньте читати буніна!

  40. !!! смалиш, гарнюня

  41. такого в жизни имела совсем непонарошку во сколько (режет ребром ладони по кадыку)! и да. я тоже такое люблю. но только иногда, в отпуске как экзотику. берегу навыки на случай всемирной катастрофы, но не хочу, чтобы выжывать так.

  42. ну я не біолог, тому осторожєн як сапер на минному полі.

  43. я на такі плюси завжди цікавлюсь, коли востаннє доводилось перебирати картопку в колгоспній купі, полоти колгоспні бурячки и збирати якблука в радгоспі?

  44. меня тоже всегда забавляла тяга к «органик» в просветлённой цивилизации. То, что продукт заворачивают в бумагу, а не полиэтилен и лежит он в деревянных ящиках, а не пластиковых, почему-то достаточный аргумент, чтобы считать его «органик», хотя в промышленных масштабах такое представляется весьма сомнительным.
    персике в марте — это, да. те, кто сам ничего не выращивает считают овощи и фрукты внесезонным явлением. Кстати, о выращивании: я не пользуюсь ни ядами на своём участке ни одобрениями /кроме куриного помёта правда/. Конечно, урожайность не колоссальная, но я и не в промышленных целях выращиваю 🙂

  45. ну і шо? будуть нові цікаві співрозмовники.

  46. На самом деле люди хотят ясности. Просто понятную схему производства продуктов. Сложно с радостью есть продукт, который ты не понимаешь как сделан, хуже того, никогда не поймешь и ни в жизнь не повторишь такой результат. Это действует угнетающе. Из понятных вещей сегодня остались только секс и сельское хозяйство. В этом смысле промышленное производство уже плохо. А ГМО еще хуже. Особенно с учетом того, что подобный результат *кажется легко достижимым самостоятельно* (закопал семена/клубни, поливай да выкапывай).
    Какие будут предложения? Продавать ГМО семена ДЕШЕВЛЕ обычных. Результат — самый убедительный довод.

  47. от, вірите, не можу кинути, залежність якась, як почав цейво — той..тепер без светлого образа «русской усадьби» не сплю, дайте шолі якогось рецепта, Ви ж людина досвідчена. В боргу не лишуся, напишу про Вас у «Молодий медик».

  48. даже не знаю, що вам порадити, щоб не було відразу абсцинентного шоку. ета такая отвєтствєнность!

  49. як роблять телевізор? як працює комп’ютер? як, чорт побері, літає літак?

  50. Вот это непонимание «как это работает» и подталкивает людей к мысли, что раньше было лучше. Пусть не было телевизора, зато картину мог нарисовать каждый (в теории).

  51. «выживать» — вообще хорошее слово, многозначительное )
    все вертится сказать что-нибудь утопическое, типа: «мы-то свое пожили, детей жалко»

  52. Средневековые блюда можно готовить довольно вкусно: http://kondratenko.livejournal.com/110561.html#cutid1
    Другое дело, что подобная кухня была доступна немногим. Специи не просто так стоили безумных денег, другого способа сделать еду вкусной особенно не было.

  53. а мені і зараз добре, якщо вже начистоту. чогось не хочеться жити без електрики й інтернета, хоч абсолютно не розумію, як воно все працює.

  54. Отлично. То, что все экологически озабоченные решительно не хотят слышать.
    Не хотят они знать, как делается колбаса, и все тут.

  55. БРАВО!!!
    Почему-то и правда все борцы за «натуральность» забывают о % смертности в «прекрасные» прошлые времена по самым разным причинам.
    Спасибо 🙂

  56. Я поэтому и написала, что иногда это непонимание и зашкаливает. Если человек не задумывается даже над тем когда созревает горох, как у него в голове укладывается технология производства чипсов?

  57. ладно там % смертности, а еще есть урожайность, которая в «прекрасные» прошлые времена была смешная по сравнению с теперишними «ужасными» временами. я не говорю о прелестях ручной уборки.

  58. от же ж шкода, но Я вас панімаю. Ніколи не слід тягнути на ся лишню ковдру.
    піду почитаю «Дело корнета Елагина», бо дуже вже на душі тяжело

  59. Да я тоже не пользуюсь: что выросло — то выросло. Но это для меня удовольствие, а не вопрос выживания.

  60. спробуйте почитати газету «кросворди», о! я чітаю, очєнь і очєнь. ще помагає провітритися від думок, яких ніколи і не було, дєдєктіви марініной. ета што-то!

  61. (апєтіт пачіму-то сразу портіцца)

  62. ну я детей тоже привлекаю, чтобы знали, что такое мышечная радость битвы или пахоты. по-большому счету не об этом речь. а о том, что это подменяется суррогатом: купил булочку из био-муки, ощущаешь себя причастным к природе.

  63. В части выращивания на огороде чрезмерно сгущаете и перегибаете.

  64. А коллегу не беспокоит «вредное облучение» микроволновки?

  65. (жує листя фікусу, виращеного на підвіконні, кривиться)

  66. на приусадебном участке? разве я где-то уточняла, что речь идет только о приусадебном участке? кроме того, если у меня на даче мучнистая роса уничтожила огурцы подчистую, то я даже не огорчилась. купила в магазине свежие. томаты без борьбы с фитофторой вырастают через год, в зависимиости от благоприятных климатических условий. но я томаты люблю, поэтому не гнушаюсь бордосской жидкостью. нечервивых яблок получаю процентов 10, не больше.

  67. Нет, ее больше беспокоит фильтр для воды, который «накапливает».

  68. ой, да. тут у меня сейчас спину прихватило, сижу не двигаюсь, красота! а если в хозяйстве корова? то это без отпусков, выходных и больничных — ползеш полумертвый доить.

  69. и чего стоило сохранить этот смешной урожай.
    p.s. to avoid misunderstanding я о % человеческой смертности, как о показателе благополучности

  70. ща, записую..ма-рі-ні-на..ніколи не читав, дякую за пораду, щас же бігу в ларьок, тут є рядом хароший. Там даже є про «бєшеного» і «сліпова».
    А газета «кросворди», це я надіюсь нічого не біблєйське? бо щось там про «хрести», бачу (не забувайте, що ми в журналі біолога).

  71. упасі бог трансгенний горох! невінная газетка.

  72. а кондиціонери?! ета ж прямий шлях в гроб!

  73. а я от глух до зова незораного поля.

  74. дітя бєтонних джунглєй!

  75. Они как бы и хотят, но информация о компонентах их почему-то пугает.

  76. угу. хоча кину всьо, переїду в ліс і умру, подавившися шишкою!

  77. ну если их регулярно не чистить, то возможны неприятные последствия

  78. Re: Довешу по поводу хлопка.
    Это эрзац-религиозный культ.
    как с веганами

  79. да и я не о том, ясное дело
    во-во и я о том же, что мясо больше не мясо, а гель, тырса и глютамат
    только меня ж не мясо волнует )
    хрен с ним, с мясом-то
    жизнь целиком суррогатом становится
    вот, вспомнилось, читни середина 60-ых, он короткий, нравится мне очень, вообще, если Варшавского вдруг не читала — рекомендую
    http://books.rusf.ru/unzip/add-on/xussr_av/varshi91.htm?1/2
    ну и «футурологический конгресс» лемовский, конечно

  80. ну как-как
    миллиметра 3-4 в диаметре
    червяк туда не помещается

  81. Таки доводилось же. В последний раз — не далее, как прошлым летом. Не в колхозе, правда, а на своем огороде, но там… как это вы сказали — фон? — отсутствует как класс, потому что ближайшее живое сельское хозяйство — километрах в двадцати. Да, яблоки червивые, но не все, и даже не каждое третье.
    И кстати, заметьте, я отнюдь не поклонник традиционных способов ведения хозяйства. И мне, в сущности, наплевать, сколько химикалий вложили вот в это конкретное яблочко, если я прям щас им не потравлюсь. И как именно генно-модифицировали ту картошку, которую я буду есть на ужин. Я просто хотел уточнить.

  82. О,мадам,как говорят в нашем 2009 — респект и уважуха!Конкретно!!!
    Достали стонущие и тупящие эскаписты…Насочиняли себе и выносят мозг окружающим)))

  83. У каждого специалиста (включая меня и Вас) есть предел адекватности 🙂
    Будете ли Вы так же активно защищать, например, атомную энергетику ?
    А ведь любой атомщик-профи может на пальцах обьяснить что это наиболее чистый вид производства энергии.

  84. А чугуны из печки ухватом таскать?????? Кстати, пробовала один раз в жизни, когда студентами в колхоз на картошку ездили и жили в избе с русской печкой. Не хочу!

  85. Не то чтобы пугает — просто обнаруживает, что в основе их действий лежали не декларируемые принципы, а чистая мода.

  86. Что-то мне обидно за вашу коллегу стало :).
    Мы до сих пор стручковый горох с огорода едим. Из морозилки достаем и тудыть его. Может она это имела ввиду?

  87. кроме нескольких соседей, не знаю как, что и когда поливающих, только луга(поля, заброшенные после 1990) и леса(1 км).

  88. слава диацилглицерол ацилтрансферазе!

  89. да прєбудєт с намі оксоглутарат-малат-транслокатор!

  90. Мне тоже совершенно не хочется ни на что меняться и тем более добровольно стремиться назад, в пещеры.
    Но вот по поводу выращивания — в 90е, когда мы были сильно бедные и муж тогдашний не работал, я на даче выращивала в мелкооптовых количествах большинство овощей, и росло нормально. Кроме картошки — вот ее выросло меньше, чем сажала, и я забила ее сажать в дальнейшем. Пестицидами вообще не пользовалась, не было их у меня 🙂
    А биолог, который в мае спрашивает про персики, не с дачи ли они, это отдельная песня. Страшно далеки они от народа и школьного курса ботаники. Специалисты, что делать…

  91. коллега — чистая незамутненность:))
    спасибо тебе за упорядочение моих неоформившихся мыслей:)

  92. + миллион!!! :)))))))))))))))))))

  93. Мы ездили постоянно к бабушке с дедушкой помогать копать картошку, собирать урожай. Гнилая картошка или червивые яблоки попадались, конечно, но не так все страшно, как вы рисуете. И горох рос и ягоды созревали. Возможно, с химикалиями урожая было бы намного больше и труда поменьше. Для промышленного производства производительность должна быть побольше. Но и без химикалий все было относительно хорошо, созревало и доживало до урожая.
    Дедушка умер в 80 с лишним лет (ничем особенно не болел, от чего умер тоже никто не знает, так как не было нормального диагноза поставленно). Бабушка еще жива. Ей тоже за 80. Болеет сейчас диабетом и ее проблемы со здоровьем можно было бы уменьшить, было бы медицинское обслуживание получше на месте. Проблема ее мучений не в отсутствии химикалий, а в отсутствии нормальной медицины в глубинках (да, и не в глубинках кругом по России/эксСССР — тоже не особенно хорошо).

  94. Картошка, например, не созревает в марте или апреле, но ее хранили месяцами после урожая. Горох — тоже, но не в зеленых стручках, если только не замораживать.

  95. Это означает лишь, что вам не повезло. Может, почвы такие. или сорта и уход не тот, что им полагается. Причин ведь может быть сколько угодно. Многолетняя история приусадебных хозяйств показывает, что все можно выращивать до употребимого состояния. И огурцов навалом и яблок.
    К слову, даже экологически чистое червивое яблоко полезней внешне безупречного, но набитого химией. Так что насчет супермаркетов я бы тоже того…не обольщался.

  96. Во-первых, я не атомщик. Во-вторых, меня, как потребителя электроэнергии, вполне устраивает атомная энергетика.

  97. солидарен. И горох, и ягоды, и огурцы с картофелем.

  98. Даже не знаю, что вам сказать. Возможно когда эпизодически наезжать к бабушке помогать, то кажется все таким здоровым и урожайным. Это очень хорошо, что бабушка еще жива, спросите ее, каждый ли год был нормальный урожай картошки? не вымерзала ли она? не заливало ли ее водой? не сьедал ли ее жук? Я тоже ездила к бабушке помогать и мне тоже казалось, что томаты есть каждый год и яблоки на дереве висят. Но только тогда, когда начала сама из года в год кропотливо высаживать, стало ясно, почему когда-то плакала бабушка, когда всходы побило морозом, а картошка была гнилая процентов на 30%.

  99. В третьих — обьемы финансирования генной инженерии зильно зависят от общественного мнения. Которое не сильно к ней благоволит в Западной Европе.
    Вот в Америке — совсем другое дело 🙂 — http://kitya.livejournal.com/234880.html

  100. это бесспорно — разные начальные цели диктуют совершенно разные методы их достижения

  101. Вы вообще хоть раз видели, когда в селе на каждом приусадебном огороде в «удачный» год, на каждом, стоят черные от фитофторы томаты? Я видела и не раз.

  102. Ну вот пример с персиками показал, что увы. Не это.

  103. проблемы разные бывают. Просто не стоит ударяться в крайности. Если томаты из года в год сажют — стало быть, урожай есть. Но томаты одна из сложных культур и не для климата средней полосы.

  104. Хорошо, давайте поговорим об огурцах. У нас за 10 лет ежегодного высаживания в Германии ни разу огурцы нормальные не вырастали. До первого тумана, а там за пару дней покрывает мучнистая роса. На соседних участках уже давно перестали с ними бодаться и плюнули, а мы все еще не унимаемся. Если мы их сажаем из года в год, то это ж еще не говорит, что урожай есть. Просто привычка. Давайте все-таки еще о томатах. В селах выращивают потому, что супермаркетов нет, а хотя бы немного томатов нет, да и выживет. Любят люди томаты! Научились поливать бордосской жидкостью, так и спасаются. Или постепенно переходят к более устойчивым сортам.
    Опять таки, не стоит недооценивать современного крестьянина на приусадебных участках. Я была как-то весной дома, на базаре лоток с сельхозхимией просто процветает. Более того, даже в советские времена в селе родственница из учреждения сельхозхимия носила удобрения и химикаты для всей родни.

  105. То, что вы выращивали, скорее всего уже было результатом селекции. Сиречь, ГМО. Причем, с большой вероятностью, при селекции использовали химический и радиационный мутагенез.

  106. Все-таки здорово перегибаете.
    Сколько себя помню, у бабушки на огороде рос горох — не поливался, не травился (специально для городских внучечек). Рос — замечательно. И употреблялся нами в нечеловеческих количествах. 🙂
    Яблоки у другой бабушки растут прекрасно без обработки. Вообще. Червивые есть, но и нечервивых хватает. И поеть, и для консервации. Даже в неурожайный год. 🙂
    Картошка — отдельный разговор. Поначалу тоже выращивалась «экологично». Колорадские жуки (с тех пор терпеть ненавижу!) собирались ручками в банку. А потом сосредоточенно вытаптывались на обочинке. Фу! 😦 И только потом стали их таки травить.
    P.S. Если люди хотят выращивать «более экологично», то им будет неважна супервысокая урожайность. И наоброт. Дело в приоритетах. 🙂

  107. Да, думаю им не хватает хорошенького фунгицида. Конечно можно выращивать, я не говорю, что нельзя выращивать. Но это будет непродуктивно, неэффективно и зависит от случая — повезло — не повезло. Экологически чистое червивое яблоко до марта не лежит. Даже нечервивое до марта не лежит. А у нас в неделю на семью идет кило три яблок. И нет другого места их взять, как в супермаркете. И я знаю, что они обработаны, но беру, потому что съесть яблоко особенно сейчас весной полезнее, чем его не съесть.

  108. У нас и в Сибири отличные помидоры растут, практически без обработки. Сортовые все, понятное дело. Многие гибриды в Новосибирске же и выведены. И с клубникой то же самое. Как осень — так все дачники друг к другу в гости с ведром помидоров ходят, если год урожайный.

  109. Мне, если честно, плевать на экологичность — кому суждено быть повешенным, тот не утонет. 🙂 Но за огурцы и помидоры со своего огорода, пожалуй, вступлюсь. Больше 30 лет нашему приусадебному участку (в зоне рискованного земледелия, кстати), а таких жутких проблем с урожаем, о которых вы говорите, не случалось, и без химикатов пока как-то обходимся. При всем желании не смогу сравнить тепличный огурец или помидор из супермаркета со своим, с солнечной грядки. 🙂

  110. Я не сторонник «экологичности» и «генетической чистоты продуктов питания», мне нравится ранняя картошка, персики зимой, клубника круглый год. Но вы в праведной фанатичности трансгенности не много забываетесь. В лен. области растет картофель без химикатов (сам окучивал), яблони вкуснее у бабулек по дороге на дачу (огаога, они их химикатами на свою пенсию обливают каждый месяц). Майские персики из магазина это хорошо конечно, но дерьмово на вкус, как и малина,клубника,дыня и яблоко, которые покупаешь с ноября по май. Много продуктов, ешь не хочу, но дерьмо.

  111. я працював у колгоспі. І крав із колгоспів теж.
    востаннє працював у колгоспі у вересні-жовтні 1994 року.
    Весь час це були рослини, а саме овочі та фруки. Так ось, яблука, що я збирав у Баришівському районі київської області у колгоспному саду нічим не оброблялися, і дуже довго лежали. Однак, визнаю, таки перебирав. На дачі у діда яблука і груші нічим не окроплювалися, і знов таки за дуже невеликого % втрат долежували до березня місяця, поки ми їх їли. Хробаків у ублуках було досить мало — десь 2-3% з черв»яками, а то й узагалі без них.
    Щодо картоплі колгоспної не знаю, якось у природі постійно була своя. чи то з дачі, чи то з городу. Щодо оприскування пам»ятаю що мама\бабця постійно чимось намагалися оприскувати, однак навіть не кожен рік у них це вдавалося. Жуків збирали руками.
    Горох ми узагалі на городах ніколи нічим не обробляли. І чомусь він ріс, не покривався пліснявою, і не гнив.
    Ви пересмикуєте взагалі-то щодо традиційних способів ведення хазяйства. Таке може і прокатить для арт-критиків чи інших ваших читачів, однак не спрацює для тих, хто таки хоч колись займався с\г роботами.

  112. Понятно. Кажется, тут разговор без перспектив. Если хочется видеть ситуацию такой, как вы описали, то вы будете ее видеть. И думать, что огурцы не вырастают у всех.
    Но у кого они вырастали — вам не поверят. И это повлияет на восприятие всей остальной аргументации [которая в целом вполне здравая].

  113. Девушка, Вы читать умеете? Ну где-где там написано, что люди хотят ВЫРАЩИВАТЬ экологически чистую продукцию? Люди хотят ПОТРЕБЛЯТЬ так называемую экологически чистую продукцию, но за те же деньги, что и нормально выращенную. Более того, они настолько далеки от сельского хозяйства, что думают, что персики созревают круглый год на дереве, по мере потребности того, кто выращивает. А яблоки сами по себе вырастают такими крисивыми: большими, не червивыми и более того с таким вот очень симпатичненьким розовым налетом на бочку. При этом они не понимают, что без химии эти яблочки будут более мелкими, часто кривоватыми, с различными пятнышками, трещинками и более того — с червоточиной (тут сразу напишут, а вот у бабушки не все яблочки были червивыми. Конечно, не все, но если бы они посмотрели сколько яблочек осталось лежать под яблонькой, и их доход зависел только от яблочек, от количества и качества плодов, то может быть они немножко попробовали подумать).

  114. Там, что написано, что химикаты улучшают вкус плодов? Все имеет свою цену. Вы же хотите клубнику целый год? И не по 100$ за кило? А выживание бабушек зависит от количества проданных яблок? Кстати, рекомедую сходить весной на рынок и посмотреть на очереди в киосках, которые продают различную химию. «Бабушки» давно уже осознали пользу «химии» и теперь существует проблема неконтролированного использования химикатов.

  115. спасибо за Варшавского! не читала!

  116. Охотно верю. В Сибири лето, по идее, жарче и солнечней.

  117. Ну, я не говорю, что все было очень и очень хорошо. Скорее я говорю, что это не было очень и очень плохо. Я ездил каждый год помогать. Иногда было похуже, иногда получше, но не было все так ужасно, как описываете вы. У меня во дворе у самого растут почти каждый год (иногда забываю сажать) помидоры. Всего три кустика, но помидоров хватает на несколько месяцев. Не знаю, может, и мутанты какие-то генетические, но черными все они не становятся.

  118. Вы заблуждаетесь сразу по многим позициям. Объемы финансирования генной инженерии приблизительно сопоставимы в США, Западной Европе, Японии и Китае и мало зависят от общественного мнения.
    Следующее, в цитированном посте Кити не описано ни одного трансгенного продукта. Данные странные продукты получены или технической обработкой (виноградное яблоко) или классической селекцией (огурцы или арбузы без косточек).

  119. В точку! 🙂
    «мы ребенка химией не травим — консервы буржуйксике не даем, все со своего огорода и все равно аллергии, а что бы было, если бы эту генетическую заразу давали!..» — это же марк.
    Кстати, в Киеве новая мода — мало было антипрививок, анти-антибиотиков, воды из скважин, дет.питаний-убийц — тепреь «искусственное молоко». Все точно знают, что их обманывают и льют в пакеты химию с белилами. Как такйный шифр передаются названия молокозаводов, которые еще сотрудничают с коровами. Это чтоб жить было не скучно.

  120. Я тоже беру, но вы давно уже должны были перейти на витамины в таблетках!
    Что касается производительности, то здесь как раз понятно, в чью сторону перевес. Перегиб не в этом месте.

  121. Это да, возможно. Как было написано в одном фотоальбоме 68го года про Новосибирск: «Солнечных дней в Новосибирске больше, чем в Кисловодске».

  122. Потому что вместо хлопка коноплю надо выращивать, она без удобрений и пестицидов растет…
    Руслана, я с тобой! Только сейчас хочу жить, и то неизвестно, что день грядущий нам готовит.
    У меня 4 персиковых дерева. И что? Я их без пестицидов ращу, поливаю, удобряю, окучиваю. Хожу кругами. А поспеют персики—бац! и за полминуты их все! срывают белки и уносят к себе в норы! которые они прорывают в моем же беспестицидном саду!

  123. так пользуетесь вы удобрениями или нет?
    запутались, да?

  124. Меня в деревню не тянет — я там выросла. Разве что использовать все достижения цивилизации и учинить автономное электричество и пр.
    Но как-то выросла я в райском месте.. удобряли навозом, пестицидов не использовали, разве что помидоры обирали от тли и обрызгивали известковым раствором.
    Пшеницу мы, правда, не выращивали, но картошки хватало и себе, и свиньям, и соседской корове.
    Может быть, это потому, что у нас «таёжный тупик»? г.Зея Амурской области, почти Якутия, до железной дороги сто км.

  125. та цей журнал взагалі жжот )) псевдонауково так ))

  126. Звісно користуюсь! А як ви собі уявляєте вирощування рослин без добрив?!

  127. що? вас погано чути, щось шумить. говоріть голосніше!

  128. вы только что написали «Да я тоже не пользуюсь: что выросло — то выросло»
    у вас раздвоение личности? 🙂

  129. Я не користуюсь ядохімікатами. Читайте уважніше.

  130. 1. Горох можно заморозить с прежнего урожая, полежит в морозилке несколько месяцев, не пропадет. 🙂
    2. Персики бывают разные, у нас на огроде росла линейка, которая плодоносила май-июль-сентябрь. Разные сорта, майские были мои самые любимые. Тут на фермах персики только июльские, да, но тоже хороши. Странно, но в магазитнах мне ни разу не удалось купить таких же вкусных персиков, как с дерева.
    3. Яблоки и груши мы, почему-то, обрабатывали максимум три раза за сезон. Грушу вообще один раз, да. Червяки были, но в разумных пределах. Я б повесилась 12 раз за сезон яблоки опрыскивать, проще выкорчевать и на рынке покупать. На локальной ферме, где мы собираем обрабатывают 8 раз. Для получения лычки «organic» тут в США надо обрабатывать не более 5 раз, насколько я знаю.
    Не знаю про Германию, мне казалось, что там вся еда приличного качесвта. Но тут, в США, органическая еда просто вкуснее чаще всего. Конечно, в сезон, гораздо вкуснее самая что ни есть «conventional» с местных ферм, особенно когда сам с куста выбираешь помидор к помидору. Но должна сказать, что на наших локальных фермах и помидоры грибками болеют, и червяки в яблоках живут, не спасают эти самые 8 раз.

  131. Да, я тоже выросла в деревне и тоже удобряли навозом и птичьим дерьмом. Восстанавливали землю высадкой люцерны, а прыскади медным купоросом и известковым раствором.
    Картошка у нас, правда, не росла, не климат ей был в Чуйской долине, но вот персики — за милую душу. Сами ели, свиней откармливали падалицей.

  132. 1. ну да. но речь не об этом.
    2. Дело было в Киеве. Боюсь никакая линейка в мае не заплодоносит.
    3 Это ты хорошо заметила про органик, который не более 5ти раз. А то некоторые думают, оно само по себе такое органично румяное.
    Еда всякая бывает и в Германии. И в сезон вкуснее. Но я не вижу ни одного аргумента, который бы мне сейчас помешал аппетитно лопать испанскую клубнику.

  133. У нас, так как, твои персики, беспестицидные вишни белки уносят скворцы склевывают! ТОлько зарумянилась- отворачиваюсь и всьо! нет!

  134. хорошо, что ты пришла коментировать. я уже грешным делом решила, что ты совсем на меня осерчала. прости, если обидела вдруг.

  135. 2. Так да, подозреваю, что в Киеве никакая. Да и у нас приходилось иногда дымовые шашки жечь, чтобы цветы не замерзли — они ж цвели, чтобы к маю-то поспеть, в конце фервраля/начале марта. Иногда мы не успевали и тогда фиг был нам, а не майские персики и июньские абрикосы. Прогноз погоды тогда был как биржевые новости для нас. 🙂
    3. Есть такие. Горожане, что с них взять. Даже биологическое образование не всегда помогает.

  136. Да не за что, если бы я обиделась я бы рассказала. Ты ж знаешь, за мной не заржавеет. 🙂
    Я читаю, только молча, а тут тема, понимаешь, задела за живое. Очень хочется персиков, а в магазинах продают муляжи какие-то… Лопаю консервированные. 🙂
    К слову, мы тут обсуждали с аборигенами, какая еда в америке вкуснее, чем в других странах. Меня убедили в том, что черная вишня. И что? Покупаю давеча свой любимый вишневый компот, да — «сделано в Германии», блин. Ближе, блин, вишню никак вырастить нельзя.

  137. Все, что нажито непосильным трудом!
    Ты так коллеге и говори: скворцы склевали, пришлось в магазине стручков купить и от скворцов в морозилке спрятать. А так я ни боже мой только свое, огородное, ем! так ей и скажи.

  138. «Яблоки (не трансгенные) обливаются химикатами 12 раз за сезон. Иначе растение заболевает столькими болячками, что плоды опадают еще на стадии завязи.»
    Нет, я, конечно, верю, но действительно непонятно, что с яблоками у них случилось.
    30 лет назад на даче у всех в подмосковном (на север) поселке яблоки собирали ведрами и не знали куда девать, аналогичная ситуация сейчас в стокгольме у всех, у кого есть участочек и растет яблоня.

  139. Я тебе скажу, как садовод, как сделать персики вкусными. Не всегда работает, но можно попробовать. Покупаешь муляж. Кладешь в бумажный коричневый мешок. Через день проверяешь. Через два должно быть вкусно. Если не сгниет, что тоже бывает. Их же собирают незрелыми, чтобы довезти до места, ибо везти далеко… и везут в грузовиках-холодильниках. Им надо прийти в себя! в темном мешке…

  140. вот блин, все, буквально все, ну такие умные. Про бабушек с дедушками вспоминают и про детство свое босоногое.
    и ни один эскапист не вспомнил, про тот мааахонький факт, что ВСЕ растения, БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ, которые они выращивали были СОРТОВЫЕ. Т.е. биологи угробили туеву хучу: сил, мозгов и времени на выведение сортов устойчивых к вредителям и болезням, неподдающиеся морозам и засухам, вызревающий за считанные недели или дотягивающие до поздней осени.
    Персики они любят.
    А то, что на юге Украины абрикосы загибаются, знать-не знают. У большинства моих знакомых абрикосы находятся в состоянии пеньков. Кого ни спрашивал никто не знает, отчего кора лопается и деревья усыхают, истекая соком.

  141. Я попробую, спасибо.

  142. Тут есть нюансы.
    Во-первых в магазинах (я буду брать американские) продаются яблоки примерно одинакового размера и формы. С подмосковного дерева можно снять очень разные яблоки.
    Во-вторых, урожай подмосковного дерева сильно зависит, ну например, от численности в данном году цветоеда и плодожорки. Для товарного производства это прямо скажем, не подходит.
    В-третьих, яблоки продаются заведомо не червивые и не больные, например, паршой, косметически чистые. В московском регионе парша яблок распространена чрезывчайно (это такие черные пятна на поверхности яблока).
    Ну, и тд и тп…
    Да и кроме того, многие сорта подмосковных яблок годятся только на переработку и хранятся очень непродолжительное время…

  143. э-э-э… А почему мы должны были вспоминать биологов в контексте обсуждения употребления пестицидов, экологичности и «органичности» продуктов?
    И Юг Украины меня лично не интересует по вопросу абрикосов, да. А должен?

  144. то есть пестицидами не пользуетесь, а удобрениями — пользуетесь?
    и как при этом боретесь с колорадским жуком, тлей, плесенью, болезнями и бактериями?

  145. — согласен, Китя немного злоупотребил термином «ГМ».
    — «Roundup Ready» растения тоже призваны снизить уровень гербицидов ? 🙂 Нашел забавную картинку http://www.senat.fr/rap/r97-440/r97-4403.gif. в 97 году 57% площадей под трансгенными растениями было использовано под устойчивые к гербицидам и только 1% — под более качественные, чем не модифицированные.
    http://www.senat.fr/rap/r97-440/r97-44054.html (фр). — описана немецкая гос. программа финансирования и развития био-технологий. Так что финансы и общ. мнение часто связаны.
    В том же докладе для французского сената перечислены риски
    — распространения генов толерантности к гербицидам
    — появление насекомых, устойчивых к трансгенных растениям
    — потенциальное воздействие на полезных насекомых, таких как пчелы
    — риск утраты биоразнообразия
    — воздействие на ризосферу
    Будем продолжать спор или лучше каждому остаться при своем мнении ? 😀

  146. в пекарнях для био — хлеба требуется отдельное оборудование, чтобы исключить малейшие примеси не-био
    Вот нифига себе закидоны! Это уже отклонение какое-то

  147. вот я бы и хотела есть без 12 химикатов, но разного размера и формы и по более высокой цене в неурожайный год.
    Насколько экологически чистое то, что в магазинах таковым объявлено, я не поняла. Они тоже все стандартного размера как близнецы.

  148. а вот такого при существующей системе никто продавать не будет
    разве что на farmer market

  149. интересно, что продаются шведские яблоки, похожие на настоящие: все разного размера, бывают с мелкими дефектами и портятся быстрее. Но на них не пишут «экол.чистые» и стоят они дешевле всех. Я ими и питаюсь. Не знаю, есть ли в других странах такие местные. На импорт понятно, что производят такие ,которые долго хранятся.

  150. (гордо) я тепер про бавовну теж дещо знаю 🙂

  151. до речі, так. у мене працював майстер, за обідом розповідав, що молоко держава тепер не купує у селян, а робить його з китайського порошку.

  152. Извините — пребор!)) В родном колхозе живут бедно. Денег на удобрения и прочую отраву тупо нет. Однако ж. Выращивают всякое. И картошку (зуб даю — без хим.удобрений, сам ее родную много-много лет выращивал), и яблоки, и горох. Хлопотно — да. Оч.тяжело — да. Но вполне себе чистенько так получается.)))

  153. позвольте с вами не согласиться… у меня на даче и картошка с персиками и яблоки с горохом неплохо растут без особой химии. Ну да, подкармливаем, подлечиваем, но без фанатизма.

  154. Анонімний:

    Читать умею, спасибо, что волнуетесь. 🙂
    Просто такого рода пассажи явный перегиб.
    Из, собственно, поста:
    «Если картофель не поливать удобрениями и пестицидами, он гниет, болеет, а что выжило, сжирает колорадский жук. Пшеница без удобрений никакая, если ее не поливать фунгицидамии, на ней растет ядовитый грибок, который разрушает вашу нервную систему. Яблоки (не трансгенные) обливаются химикатами 12 раз за сезон. Иначе растение заболевает столькими болячками, что плоды опадают еще на стадии завязи. Горох, даже в идеальных почти стерильных лабораторных климатических камерах, раз в неделю загазовывают химикатами, иначе его жрет тля и поражает грибок.»
    А мой постскриптум был ответом на это. 🙂
    Со слов автора (лента комментариев):
    «Картошка растет, но есть такое понятие как урожайность. Мы садим 5 кило, снимаем мешок. Такую урожайность вы никогда не получите без надлежащей обработки посадочного материала и соответствующего культивирования.»
    P.S. Я не против темы поста. Я против явных передергиваний и перегибов. Читайте внимательнее. 🙂

  155. В Китае фертильность падает из-за очень жестких мер, сравнимых с карательными. как только их отменят, рождаемость поскочит сразу сильно. Можно, конечно, не отменять, но это для цивилизованного человека не должно выглядеть правильным положением вещей.

  156. Хлопотно? Чистенько? А насколько это вообще выгодно? Какова урожайность? Сколько у вас сейчас на столе и в холодильнике отечественных сельхозпродуктов?

  157. Пост не об этом. Не о том, что дачные персики и яблоки растут и без хими.

  158. Знаете, как бы я не старалась выразить точнее, все-равно найдутся люди, которые поймут неправильно. У меня самой дача и еще за последние 30 лет у меня не было ни одной весны, в которую я бы не сажала картоху и не высаживала томаты на рассаду.
    Наверное я знаю, что говорю, правда?
    Пост о том, что сегодня невозможно прокормиться с дачи. Сельское хозяйство даже самой богатой страны не обладает ресурсами, чтобы кормить народ био. А народ, даже тот, который думает, что средний класс, все равно не имеет денег, чтобы платить за био адекватную цену. И те, кто больше всего хотят потреблять био-хлеб, не знают, как он выращивается. И знать не хотят. Хотят био за цену небио.

  159. Сильно хлопотно. Очень чистенько. Когда деньги есть — не выгодно совершенно. Когда нет — без вариантов. Денег нет. Урожайность всего, кроме картошки — достойная. С картошкой хуже, т.к. трудно ежегодно менять площади и семена покупали последний раз лет двадцать назад. Продуктов отечественных у меня в холодильнике нет вообще — холодильника нет. Когда будет — не будет. Откуда им взяться то, Москва.
    Кстати. Не так давно дяденьки потестили на витамины наши и вражеские яблоки из магазина. Одинаково. Ни в тех, ни в тех почти нет.))

  160. Есть немало средств помимо синтетики. Табачная пыль, известь, медный и железный купорос, зола, разные отвары и настои. С жуком, если случай не запущенный и делянка умеренных размеров, отлично помогает расправиться ручной сбор. Хуже с листоедами и цветоедами деревьев. А уж почвенных вредителей и сейчас мало какая химия берет.
    В общем, химия — это издержки индустриального с/х. Там, где нужен максимальный урожай. Мелкое хозяйство вполне может снизить урожайность в пользу качеству.

  161. Грибковые болезни растений без препаратов меди не побороть. Без той же бордосской смеси в наших краях помидоры вырастить нереально. Почернеют и сбросят листья еще в период цветения.

  162. Не повезло, стало быть, с краями. Но не везде так. Помидоры, конечно, капризная штука. В наших краях главная проблема с ними другая — мало солнечных дней. Но в целом сад и огород был у предков очень приличным.
    Удобрения использовались, куда же без них: навоз и зола. Прекрасно все росло.

  163. Концептуальное замечание: для меня «дачное» = «не на продажу». Для себя. Поэтому если я кого-то угощаю дачным помидором, то даю ровно то, что считаю незазорным съесть самому. Честно говоря, давно уж покупного помидора не едал 🙂 Разве что в салатах, где его убогость не так заметна.

  164. У нас уже несколько лет подряд снег лежит 1 месяц в году. Грунт не промерзает достаточно глубоко, и грибково-плесневые все активнее и активнее. Это при достаточно высокой влажности. В общем, климат еще тот.

  165. мы в разных странах, дачное понятие не точное. тут тоже есть люди что просто в дворике выращивают апельсиновые деревья и они растут просто так сами по себе. другое дело есть небольшие хозяйства, не подконтрольные никому, т.к. не зарегестрированные как дело, и люди продают с них фрукты, овощи — чем они их поливают не знает ни кто.

  166. Есть, может, сорта для такого случая? Сорняки-то небось дуют вовсю и грибов не замечают.

  167. Виробництво чіпсів — це картопляне гестапо!

  168. Рожать не просто дома, а в ванне с водой!
    Иначе — против нашей природы, поскольку ведь первичная протоплазма в воде зародилась.

  169. В рыцарском зале Эрмитажа меня поразили доспехи: каждый из них был моему мужу по плечо, может быть, чуть выше, и это при том, что муж мой совсем не богатырь.

  170. Сортов множество, в том числе и грибково-стойких. У мамы лет десять тому была коллекция в 50+ сортов, и каждый из них 2-3 года высаживался. Но оказалось что самые вкусные помидоры плохо держрать грибки. А стойкие к грибкам сорта семейство жрет неохотно. Только за неимением лучшего. Сейчас осталось менее десятка сортов — разных периодов дозревания, столовые и технические(под консервацию). Основной критерий отбора — вкус.
    Летом вечером на крылечке сядешь, бадья чаю, батон с маслом, и 3-4 тушки, нарезанных дольками… Самое оно.

  171. Re: Довешу по поводу хлопка.
    В восьмидесятые годы в Азербайджане была «эпидемия» отравлений ( в том числе, и с летальным исходом) арбузами, перекормленными нитратами.
    В годы моего детства и юности арбуз на десять килограммов был выдающимся арбузом.
    В восьмидесятые появились арбузы по восемнадцать кило: их специально перекармливали для увеличения веса.

  172. У меня птицы склевали весь урожай абрикосов.
    Я развесила на ветках испорченные CD и пустые пивные банки — собрала чудный урожай, в этом году еще и на инжир такое же повешу.

  173. Судя по количеству про-приусадебных комментариев, пора делать апдейт с замечанием о том, что пост — не про дачу 🙂

  174. Извините, пожалуйста, можно практический вопрос?
    Виноград тоже склонен к филоксере и серой гнили.
    У нас он только-только начинает выбрасывать первые листики. Не поздно его сейчас опрыскать?
    И еще один — яблоня уже вовсю цветет. Уже поздно ее опрыскивать?

  175. Этт вряд ли. Китай урбанизируется семимильными шагами. В крупных же городах демографического взрыва ждать не приходится. Во всех странах по всему миру в городах рождаемость на одну женщину стойко держится около цифры 1, и не вполне ясно, с чего бы Китаю стать исключением; да и сейчас выше рождаемость в крестьянских районах Китая, нежели на урбанизированном Севере.
    Да и зачем, зачем нас на планете так много? Может, имеющихся научимся рационально использовать и на должном уровне жизни содержать? Но это — сугубое ИМХО.

  176. Угу. Мы тоже ходили в приехавший в Петропавловку музей пыток, где все можно было трогать руками. Практически все орудия истязания были рассчитаны на людей ростом метр пятьдесят — метр шестьдесят. Очень впечатлило.

  177. коментар про різницю досвідів. я не знаю, в чому саме різниця в технологіях продукування/зберігання овочів/фруктів, які продаються в Європі і Пн. Америці, але середньостатистичний (не «органік») фрукт куплений в німецькому супермаркеті, і такий самий в канадському відрізняються за смаком не як небо і земля, а як небо і пекло. це не залежно від сезону. (те саме приблизно стосується молочних виробів — сир, йогурт. і те саме м’яса типу курки, індика.)
    чисто суб’єктивно в мене і в кількох інших знайомих в Європі (якщо довше там побути — кілька місяців, рік), втрачається зайва вага, покращується загальне самопочуття, рівень енергії, і задоволення від їжі, а в Північній Америці особливо десь в березні загострюються якісь незрозумілі тенденції до food disorders, яких в Європі або Україні не було, ну і купа всяких інших дрібних речей.
    При тому деякі так звані «органік» продукти, в Канаді за смаком дуже сильно відрізняються віж їх звичайних відповідників. В Європі за рік життя я ні разу «органік» не купувала, бо не було такої потреби — мене цілком влаштовували «нормальні».
    Тобто я до чого веду, що отой самий досвід, навіть якщо він суб’єктивний, сильно впливає на формування міфів. оскільки мода багато в чому формується власне в Америці і на Американському досвіді, то вона може не завжди «пасувати» Європі. ми насправді не знаємо правди про те, що ми їмо, і як воно було зроблене, але якщо живеш в Канаді — то сильно хочеться «чогось кращого», а якщо в Німеччині — то цілком нормально задовільняєшся «звичайним».
    Про воду в крані я взагалі мовчу. Про пляшковану мінеральну воду — ще більше мовчу. Але в той час як в Німеччині в мене можна було спокійно і з задоволенням пити воду з крана, в Канаді мою воду з крана сильно не поп’єш.

  178. Вы уже простите, но Вы не знаете ни предыстории, ни контекста. Весь мир очень большой, рождаемость нв районе 1 на женщину только в некоторых странах Европы и в Японии.
    В Китае выше рождаемость в деревне, потому что это разрешено. Только горожанам-китайцам запрещено иметь больше одного ребенка, кто может как-то это обойти, обходит, другие им завидуют.
    Китайцы — традиционное общество, где семейные ценности очень высоки. Если разрешить им сейчас иметь больше детей, они будут рожать существенно больше, за себя и своих родителей, которым безжалостно запретили иметь больше детей.
    Китайцы очень принципиально отличаются от европейцев мировоззрением, поэтому не стоит ждать от них аналогичной связи между урбанизацией и рождаемостью.
    А насчет сугубого ИМХО — если человечество перестанет воспроизводиться, каждому следующему поколению все труднее будет «содержать на должном уровне жизни». В самых развитых странах сейчас поднимают пенсионный возраст поколению беби-бумеров, потому что это поколение не вырастило достаточно детей, чтобы те своим трудом, доходами и налогами обеспечили поколению родителей нормальную старость.

  179. Не знаю, как у вас, а в США упаковка не имеет отношения к сертификации продукта как «органик». Конкретные нормы посмотреть можно тут
    http://www.nal.usda.gov/afsic/pubs/ofp/ofp.shtml

  180. У нас снег идет. Поэтому на такие вещи я сейчас особенно остро реагирую.
    http://petrenko.ru/lib/story.php?t=26

  181. Не там искали. Витамины — в мясе. 🙂
    Они б еще огурцы протестировали, да.

  182. Анонімний:

    Опрыскивать
    Добрый вечер всем, только недавно стал заниматься садом, вот даже блог сделал — sadovod.ngels.ru, там как раз про опрыскивание написал недавнее. Насколько я знаю, его нужно делать много раз за сезон.
    Первый — когда еще почки только появляются, ранней весной — каким-нибудь медным купоросом, не надо бояться что сожгешь листочки или цветы.
    Второй раз — во время вегетации, то есть роста листочков и веточек, там нужно химикатами серьезнее брызгать — ибо самое время атак вредителей, там спец.препараты всякие.
    Третий — бордосской жидкостью уже после цветения вроде или во время, пока точно не знаю.
    В общем опрыскать никогда не поздно, главное знать чем, чтобы не повредить ничего =)
    А про экологию это вы здорово загнули, актуальненько

  183. А вот отделы с продуктами Органик? Никак не пойму эту систему.

  184. ну, может это вариант естественного отбора такой = по умственному признаку.

  185. Огромное Вам спасибо
    Огромное Вам спасибо!
    У нас есть сеть магазинов «Whole foods market» — там всё только органическое, кроме цен…
    Цены — заоблачные! И все меня убеждают, что можно питаться только оттуда. А если нет, то я враг себе и самое страшное, не только себе, но и моим детям…
    А я рассказываю, что это просто маркетинговый ход и всё там такое же, как и везде, но кто меня слушает…? Дорогое — значит качественное! Точка!
    При этом сельскохозяйственного опыта — 0. Меня хоть в колхоз посылали 8 лет пока в НИИ работал (в колхозе провёл не меньше чем в институте), а они и там не были.
    А тем, кто особенно сильно ностальгирует по-поводу «старых добрых времён» — очень советую почитать статью по этой ссылке. Боюсь, ностальгию как рукой снимет…
    http://www.asher.ru/library/human/history/europe1.html

  186. Прекрасно, как всегда 🙂
    Хотя в магазин со здоровой и невкусной пищей я таки часто захожу. У них столько всего интересного 🙂 на квиное, опять же, написано, что ее собирают вручную несчастные боливийские крестьяне на высоте 4000 метров над уровнем моря. Я бы предпочла, наверное, чтобы они ее собирали где-нибудь поблизости и комбайнами, потому что есть еду, привезенную с другой стороны шарика, очень экологически несознательно — но у нас она не растет, зараза :)))

  187. Кто Вересаева читал, тот в здоровых предков не верит 🙂 кроманьонцев разве что иметь в виду 🙂

  188. Один знакомый студент-медик по этому поводу цитировал курс истории медицины, в котором им рассказывали, что всего 100 лет тому назад треть всех родов заканчивалась смертью (либо матери, либо ребенка). А то любят у нас поговорить, что раньше под кустом рожали и все были здоровы.

  189. Господи, да откуда же мне знать-то? Я и знать не знаю — ни предыстории, ни контекста. Но у меня френды есть, они в курсе. И предыстории, и контекста. И вот френда моя запостила табличку со статистикой:
    Число рождений 1950,колич.стран 2008,колич.стран
    более 8 2 0
    от 7 до 8 31 2
    от 6 до 7 < 73 15
    от 5 до 6 27 15
    от 4 до 5 14 19
    от 3 до 4 16 26
    от 2 до 3 28 55
    от 1 до 2 1 60
    (тут — читабельнее: http://amazonka-urals.livejournal.com/116774.html)
    То есть, количество рождений на одну женщину по всему миру падает. Ну, не знаю, может весь мир переезжает «в некоторые страны Европы и Японию», где так мало рожают, а может, просто происходитдемографический переход во всех странах мира. Включая Китай и Индию, кстати.
    Вот, френда моя, amazonka-urals, много пишет о демографических тенденциях, много статистики приводит и теории. Так что хотите — почитайте ее жж, там много чего интересного есть на эту тему. Например, демографическая пирамида Ирана: http://amazonka-urals.livejournal.com/110290.html. По ссылке в посте видно, что в Иране рождаемость тоже не фонтан, в смысле, ниже уровня простого воспроизводства. Как вы пишете, это только европейцев характерно; так не подскажете, Иран — на юге Европы расположен, или ближе к северу?
    Я, может, что-то новое скажу, но нынешним поколениям содержать предыдущие сейчас существенно проще, чем в том же 18 веке. Возьмем исходный пост автора журнала, и посмотрим: и машинки сейчас есть стиральные, и агротехнологии (позволяющие одному работнику агрокомплекса прокормить десяток горожан разом), и прочие блага цивилизации. Ну, то есть пропитание не нужно добывать мотыгой на каменистой почве, и экстенсивное размножение человечества — не единственный путь. Так что с чего бы пожилые (да еще работоспособные пожилые, обладающие большими накоплениями) разом стали обузой — неясно.
    А беби-бумеры на сегодня считаются в Америке самым богатым поколением за всю ее историю: http://www.expert.ru/printissues/expert/2007/20/bogatstvo_prihodit_s_vozrastom/
    Однако многое зависит не от возраста людей, а от системы накопления и принципов распределения национального богатства в разных странах. Эти принципы — не Господом данные законы, а земные правила, следовательно, изменяемые. Так, с увеличением средней продолжительности жизни пенсионный возраст начал расти (в Британии он — 60 и 65 лет для разных полов, в Швеции — 62 года для всех и т.п.)

  190. Ну да. Женская смертность была огромна тогда. А знаете, почему в народных сказках так част образ «злой мачехи»? Ведь разводы в те поры были доступны только королям и то по разрешению иерархов церкви? Логично предположить, что родные мамы Золушки и иных сказочных персонажей родами умерли. Тогда это была более чем будничная ситуация. А папа, нестарый еще мужчина, женился повторно, чтобы дом держать и за ребенком от первого брака приглядеть…

  191. А я сегодня первый день без куртки. У нас чуть ли не майская теплынь.

  192. Конечно.
    А многочисленные смерти детей и матерей, описанные в русской классике 19 века! И описания болезней детей, когда ждали «кризиса», т.е. собственно, ждали, справится организм сам или нет, поскольку никаких средств лечения в общем-то не было, за болезнью «наблюдали».
    «…я в пять лет
    Должен был от скарлатины
    Умереть, живи в невинный
    Век, в котором горя нет.
    Ты себя в счастливцы прочишь,
    А при Грозном жить не хочешь?
    Не мечтаешь о чуме
    Флорентийской и проказе?
    Хочешь ехать в первом классе,
    А не в трюме, в полутьме?» (с) А.Кушнер

  193. Если бы во «Whole foods market» было бы все органическое, они бы давно разорились нафиг, не взирая на цены. 🙂
    А так да, я не знаю, что отвечать, чтоб не обидеть, коллеге с псориазом, почему мы предпочитаем органик…

  194. TOP: 2009-04-04 04:40
    Вы попали в top30 на яндексе самых обсуждаемых тем в блогосфере. Поэтому копия вашего поста доступна в ленте по ссылкеПочитать текст со всеми комментариями можно тутЭто Ваш 4-й ТОПовый пост за последний год. Посмотреть статистику автора можно тут.Кризиса нет, есть Блогун © НадежныйИсточник

  195. Ваш блог попал в TOP-30 на Яндексе самых популярных тем в блогосфере.Если Вы грустите — не грустите! ПрофитБлог

  196. Анонімний:

    сдаётся мне что вы загоняетесь
    и так по пунктам
    горох у прадеда в огороде рос нормально без всякой гнили и без химикатов
    из удобрений — навоз,да куриный помёт (80-е начало)
    середина 90х у тестя фасоль точно также нормально росла без всяких химикатов
    начало нулевых у бабушки на огороде картошка капуста кабачки нормально без гнили
    из химикатов — только хлорофосом картошку опрыскивали от колорадского жука да и то не всегда чаще ручками в банку с керосином собирали
    удобрения — зола и навоз.картошка была хорошая крупная без гнильцы и храниться могла всю зиму,правда редко доживала потому что вкусная была и съедалась на раз а огородик небольшой.
    нынешнее время у знакомых в палисаднике перед домом растёт яблоня никаких химикатов и ухода но тем не менее яблоки нормальные.
    так что не надо сочинять страшные сказки.а насчёт «экологически чистых» это понятное дело лапша для развода покупателей.вся экологичность там в этикетке.
    да кстати до недавнего времени родители на балконе выращивали перец и помидоры единственный химикат который использовался это табачная пыль от тли да и то не каждыйгод.

  197. Статья Каганова на тему. Если, конечно, еще не читали.
    http://www.razgovor.org/special/article503/

  198. Рожали много, контрацепции не было никакой. Кальция в организме не хватало, а таблеток поливитаминов, ясен пень, не придумали, так что многорожавшие женщины были все без зубов, как одна. Даже поговорка была: «Один сынок — один зубок». В смысле, один ребенок — минус один зуб. И это не считая прочих источников порчи зубов…
    Правда, кариеса было существенно меньше. Потому, что сахар в промышленных масштабах производить начали только в начале 20 века. А до тех пор он был редким и дорогим лакомством…

  199. Скажите, а ваш приусадебный участок в состоянии обеспечить вашу семью овощами на весь год? Или три огурчика и два помидорчика своих вырастили (каждый день огуречную гряду укрывая и каждый день подвязывая помидорки), а остальное — в супермаркете берете?
    Ведь не хватит вам вами выращенного на всю семью. Точно говорю, у нас так же было.

  200. В свое время торговала химикатами в электричках, в которых люди едут на дачу. Ядреный «Интавир», таблетку которого разводят для опрыскивания на ведро воды, продавался ак горячие пирожки. Таблетка «Интавира» (на ведро воды нужно 1 шт) стоит около 12 руб. — по карману любой старушке.

  201. Очень, кстати, вероятно. Я тут недавно читала статью — вкратце тезис можно изложиь так — в природе раотают разнообразные схемы регуляции численности вида — и человечество, освободившись от наиболее простых (выживаемость по здоровью т.д.) поимело на свою … ладно, голову… более сложные механизмы. То есть, те же алкоголь и наркотики — это именно орудия этих схем, ну а то, что гибнут прир этом и те, кого стоило бы сохранить -так стрела Аримана особо не разбирает..

  202. Ох. Что-то клавиатура уже совсем того… извините за опечатки.

  203. 🙂
    повесть из «Смены», кажется )
    эпизод: зона, инспекция, полоса вокруг зоны заросла травой по самое дальше некуда. Начальство отлавливает сержанта: «Чтоб через полчаса травы не было!». А лето жаркое… ну, сержант решил попробовать траву выжечь. Лето было ОЧЕНЬ жаркое. Полыхнуло так, что часовые с вышек попрыгали в зону… после чего сержант невозмутимо доложил примчавшемуся начальству «Согласно вашему приказу, трава ликвидирована!»

  204. по дачному детству
    Яблоки, вишни, облепиха растет отлично и никто на нее не покушается. Горох кто-то ест, но в столь малых количествах, но это можно проигноривать
    А вот колорадских жуков с картошки собирать ещё то удовольствие, когда они в форме личинки, они на червяков похожи. Но не болеет и не гниет.
    Про пшеницу и хлопок тоже есть сомнения.
    И зачем вы обманываете людей?

  205. Да, Варшавский — это класс. У меня сборник есть дома, и этот рассказ тоже там.

  206. Не кручусь среди биологов с высшим образованием — и наверное, поэтому на садовом участке получаю прекрасные горох, репку, яблоки, картофель, морковку и тыкву, не отягощённые никакими химикатами.
    Заказная статейка-то… А?

  207. Ага, 30 лет хватало на 4 семьи, а сейчас на одну — и вдруг не хватит. 🙂 Намеренно сажаем меньше, и всё равно излишки остаются.

  208. (нервно вздрагивая)
    боже, ну и бред! Я еще не лышала такого… теперь буду знать, а то б меня кондратий приобнял, чего доброго…

  209. У нас картошку ничем не поливали, и горох тоже.

  210. В славной стране Армении всё прекрасно растёт без химикатов — и персики, и абрикосы, и картофель, и инжир.

  211. Хорошо написано. Такая ненавязчивая рекламка ГМО. Только зачем про яблоки наврали? Дискуссии на эту тему у нас не получится — хотите верте, ребёнком я всё лето проводила в деревне ок. г.Мичуринска, кое-что в садоводстве понимаю.

  212. Вот именно. Автор передёргивает в расчёте на увереннность большинства ЖЖ-аудитории, что еда таки действительно растёт в супермаркете.
    Видимо, над созданием ГМО трудится.

  213. 1) мы с мамой сегодня во дворе высаживали лук под зелень. И это не потому, что я такой «састейнабл», а потому что люблю свеженькое. Lелаем это каждый год, и дед так делал и все кого помню. Я что-то не так делаю?
    2) В связи с экологическими проблемами, в том числе и питанием, в последние годы возрос риск онкозаболеваний, и не только их. Меня это касается напрямую. Возможно, это коснется ваших детей. Может, действительно, что то не так…
    3) Хорошо, когда человека все совершенно устраивает. Но проблемы могут постучаться в любой дом в любой день.

  214. Всё хорошо, кроме пары моментов в предпоследнем абзаце.
    Т.е. я не знаю, как с этим в промышленных масштабах, но горох на даче растёт очень даже ничего, как и картошка. А также укроп, помидоры, огурцы и морковка. И кабачки! Малина червеопасна, конечно, но тоже кушать можно 🙂 Землянику иногда птицы едёт или она подгнивает, но остаётся больше половины) И никаких пестицидов, вообще)) Так что не надо совсем уж сгущать краски.
    Хотя у нас колорадский жук не водится.

  215. Ах да! Яблоки у нас не пошли как-то, но у разных соседий я в нежном детстве таскала вкуууусные!

  216. Ну так вы сами написали «Если картофель не поливать удобрениями и пестицидами, он гниет, болеет, а что выжило, сжирает колорадский жук. Пшеница без удобрений никакая, если ее не поливать фунгицидамии, на ней растет ядовитый грибок, который разрушает вашу нервную систему. Яблоки (не трансгенные) обливаются химикатами 12 раз за сезон. Иначе растение заболевает столькими болячками, что плоды опадают еще на стадии завязи. Горох, даже в идеальных почти стерильных лабораторных климатических камерах, раз в неделю загазовывают химикатами, иначе его жрет тля и поражает грибок.»
    Зачем?! Вы ведь прекрасно чувствуете разницу между «бесхимикатное фермерство невыгодно, т.к. большее колицество растений та-та-та и увеличивается риск та-та-та» (ну или что вы там хотели сказать на самом деле?) и тем категоричным бредом, который процитирован выше и по поводу которого не приминули возмутиться все, кто хоть раз жрал яблоки с горохом на даче у бабушки?!

  217. У нас больше десяти лет полностью обеспечивал семью из шести человек. Причём не только овощами, но молоком (которое продавалось ещё) и мясом. Двадцать соток картошки, правда, были отдельно.
    В девяностые не голодали)

  218. Я уговаривала стилиста хной меня покрасить.
    — Она, — говорю, — натуральная.
    — Говно, — возражает он, — тоже натуральное.
    Правда все равно потом покрасилась, сама. :))

  219. Он видимо не в курсе, что говно кладут в почву а не на голову. Впрочем у стилистов свои привычки.

  220. Вот насчет зрения — точно миф.

  221. А у нас вот только апельсиновые деревья отцвели. Запах по всему городу был — голову кружит. Вообще, они раза три в году плодоносят, апельсины эти.
    На каждую категорию потребителя есть своя жратва. Хочешь дешевле — тогда ешь с наукой. Хочешь как у парабабушек на навозе и вручную — тогда плати.
    Всё справедливо, на всех настоящего не хватит, но и с голоду никто не помрёт.

  222. Вы молодчина. Одним доходчивым текстом умыть стольких идиотов разом!

  223. Анонімний:

    У нас дача, никаких пестицидов. А картошку надо садить с гортью навоза коровьего (ферм вокруг море, а можно заказать, привезут) и она огромная урождается, вот калорадского жука у нас нет…поэтому и пестицидов нет 🙂
    Сад растёт сам по себе, полудикий, только обрезку делаем и ветки к земле отгибаем, что бы плодоносило. Конечно бывают нашествия бурундуков на вишню, тут уж ничего не поделаешь, от зайцев стволы чулками старыми капроновыми обвязывать, шершни и осы подъедают виноград, их жалко травить, птички облепиху съедают, ветки марлей обвязать, да море народных способов есть,совсем не вредных для здоровья.
    Что же вы думали раньше без химикалиев ничего не плодоносило?

  224. Замечательно доходчиво!
    Словом, пий — умреш, не пий — умреш, краще пий:)

  225. ага, а то картофель, горошек и тд, упомянотые в тексте поста не являються результатом селекции.
    не могли бы вы пояснить, какой смысл вы вкладываете в остальные две фразы?

  226. Являются, конечно. Но сорта бывают разные, с разной степенью устойчивости к паразитам, болезням, заморозкам и прочему. Я всего лишь хотел сказать, что возможность выращивать приличные урожаи в небольших масштабах без употребления химикатов тоже появилась как результат использования современных научных методов и инструментов в селекции. Таких как мутагенез — химический или радиационный.
    Под последними я имел в виду методы ненаправленной генетической модификации, когда растения подвергаются массированному мутагенезу с помощью ионизирующей радиации или химических мутагенов. После чего, жизнеспособные особи несущие множество случайных мутаций скрещиваются с целью выщепить полезные признаки.

  227. ну да, сорта есть результат селекции. при селекции возможно использовали химический и радиационный мутагенез. не понимаю связи.

  228. Ну, мой коментарий скорее касался общего смысла оригинального поста — в современном мире без технологии все равно ни куда, а кто думает иначе, просто обманываются. Вот и все, собственно.

  229. в таком контексте полностью согласен. Вообще в ЖЖ спорить об не нужности технологий смешно.
    впрочем это не мешает некоторым вырастить грядку огурцов, не поливая ее ядохимикатами например.

  230. А я и не возражаю :-). Сам ниже упоминал сортовые помидоры на огородах в Сибири с минимумом обработки.

  231. ггг
    або ви еволюцію або вас технологічний прогрес

  232. Ну, там суть была в том, что ожидалось гостовое количество витамина эээ.. «с»(?) хоть где-нибудь. Не нашлось нигде. От ведь.

  233. Анонімний:

    В прошлом семьи были большие. На хуторах — народу как в Китае. И мужиков и девок и баб — полон двор. так что в случае болезни или в войско заброют -никаких проблем с «больничным». Каждый выполнял свою посильную работу. Беда только в том и была, что очень многие зарились на результаты труда. И своё панство и завоеватели со стороны…

  234. Ну не знаю, наверное от местности зависит и от других факторов (наличия дикой среды за огородом например) — но у нас почти все это растет просто так. Персиков нету — холодно. Горох растет вдоль забора просто так. Картофель только опрыскивается от жука, и то не часто, иногда просто собирают личинок. Насколько знаю, у «колхозников» банально нет денег на химию — пшеница и прочие зерновые растут, но тут можно уточнить. Яблоки растут, вон во дворе молодые яблони. И так далее. В домашнем огороде вообще никакой химии практически. Бывает тля и прочее, может быть кто-то что-то использует, но такой повальности, как Вы описали тут никто и представить не может! Хотя наверное кто-то об этом уже написал, три страницы не осилить. ,)

  235. Анонімний:

    Харчи
    Не сходите с ума! Большинство обыкновенной ежедневной пищи родом из глубокого средневековья!Если отбросить все деликатесы с новомодными прбамбасами — то всё, что мы едим имеет самую глубокую историю и солидный стаж применения!

  236. Анонімний:

    А мені здається, що в теперішні часи стало більше хвороб на рослини. В 90-і я займалась городом серйозно.
    Може сприяє цьому скупчення цих городів, де вся гадость переноситься вмить на інші. Так було з садками — зприскувати треба було всім одночасно, інакше не було сенсу це робити кільком.
    Стали купувати хімікати разом з насінням, як належне.
    Пам»ятаю початок 1960-их село. Садки родили, як дурні, не було де дівати фрукти. Шукали, кому здати за копійки.
    Робили яблучне вино, сушили, віддавали чужим в місто просто так. Здається були роки, коли фрукти гинули.
    Але то може від заморозків залежало.
    Картоплю посипали дустом… тут не сужу, чула, шо то вредно. Капусту — попілом.
    І в 1970-их родило все. Так, можливо не всі помідори доживали, чи огірки, але пропадали не у всіх. Все мали.

  237. Анонімний:

    Ще я допишу. Колись були хрущі, яку вони функцію виконували в природі? Може знищували шкідників на садках? мабуть.
    Хрущі над вишнями гудуть. На початку 70-их вони ще були, вкінці — зникли. Тепер їх уже давно нема, як нема і інших комах, можливо, які знищували шкідників, інакше види рослин не дожили б до нашого часу, за століття.
    Корисні комахи не дожили. Але то гіпотеза, правда не моя, десь теж колись читала щось, але з моїм досвідом трішки співпадає.

Ответить на progenes Отменить ответ