Dégoût

Сегодня поговорим об отвращении. Я давно обещала развернуть эту тошнотворную тему, но все руки не доходили.

Началось все с неосторожного утверждения: «После долгих и продолжительных дебатов, большинство современных философов склоняются к мысли, что у людей, помимо воспитанных общественных моральных норм, все еще существуют врожденные интуитивные предохранительные механизмы (или их зачатки, или их остатки) касательно человеческой жизни и смерти, членовредительства и прочих открытых гнойных ран.»

Ну тут меня и поймали. Говори, дескать, что за механизмы, где они и, главное, зачем. В общем, википедия нам в помощь. В этот раз мы пройдемся по отличной статье в немецкой википедии «Ekel«. Кто еще, как не немцы, могут с усладой расписать отвращение, а? Кто читает на немецком, предлагаю на мою писанину не отвлекаться, а сразу читать оригинальную статью. Там и размах и глубина. Кто не читает, но кому интересно, слушайте, что я напою.

Об отвращении пишут толстые книги, снимают кино, рисуют картины, копаются в мозгах и так и эдак, писатели, философы, биологи, психологи и пр. Раскладывают на винтики и составляющие в надежде понять, что ж это за ощущение такое. О, если было бы все так просто: раскрутил часы, разложил на винтики и сообразил, как оно работает. Но мы попробуем.

Врожденное vs.приобретенное.

Ощущение отвращения одна из базовых эмоций, которая, согласно теории Поля Экмана, демонстрируется лицевой мускулатурой. Всех их насчитывают шесть — гнев, страх, печаль, отвращение, удивление и радость. В отличии от гнева, страха и печали, отвращение сопровождается накатыванием тошноты, понижением частоты сердечных сокращений вплоть до обморока. Лингвисты считают, что судя по всему, возглас при невербальной коммуникации и демонстрации отвращения довольно древний. Это в основном разные вариации возгласов «фу» и «бе»: pfui, phooey, фу, бе, фе, pah, bah (полиглоты, можете добавить чего в список). Держите меня, пока я тут не отклонилась в сторону, потому как эти все невербальные словечки изучают разные математические лингвисты. Ужасно интересно.

Так вот, эмоция-то базовая, но, как и прочие базовые эмоции, связана с тем самым феноменом «Я» в сознании. То есть отвращение — вещь вполне осмысленная и осознанная. Тут, на стыке этого «Я» ломаются копья касательно врожденного и воспитанного социумом. Теперь еще одно важное лирическое отступление. Есть социум — есть сознание, есть речь, есть «Я», есть эмоции, есть отвращение. Нет социума — нет сознания, нет речи, нет «Я», эмоций тоже нет и отвращения тоже. Есть что-то такое, как у животных, о чем мы можем только предполагать. Получается, что отвращение — продукт воспитания. Но тут из корыта мы выплескиваем ребенка. Если нет мозгов, то и ума тоже нет, независимо от социума, правильно? Сейчас ни один ученый в трезвом уме не будет строго делить на врожденное и приобретенное, а будет хитроумно заявлять, что наше сознание — продукт взаимодействия мозга (где гены, нейроны и трансмиттеры) и социума (где традиции, культур-мультур и пр. )

Исходя из этого, считается, что базовая склонность к отвращению там где-то в мозгах есть, а вот на что это отвращение будет направлено, определяет социум. Впрочем, тут вмешиваются биологи, которые посчитали, что к апельсину и вкусным конфетам воспитать отвращение сложнее, нежели к толстой жирной личинке или зеленой сопле. Есть заблевания, которые сопровождаются разрушением эмоции отвращения, больной также не распознает эту эмоцию на лице у других. У детей-маугли, которые выросли вне социума, есть пищевые пристрастия, но нет демонстрации отвращения и отвращения похоже тоже нет.

Когда, где появляется отвращение и зачем?

Приблизительно до трех лет ребенок способен тянуть в рот какашки, личинки и окурки без малейших признаков отвращения. Хоть младенец и может корчить отвратительные рожи на манную кашу, нейрофизиологи объясняют это не как отвращение, а как вкусовую интерпретацию. К трем годам ребенок начинает соображать что к чему. Тут на сцену выходит Зигмунд Фрейд и говорит: «Ага! Все наши взрослые беды от того, что родители слишком упорно вытирают чаду попу. Или наоборот, не вытирают. И отвращение с удовольствием сильно связаны, а там до извращений рукой подать.» Получается, что наше социальное стремление к чистоте и опрятности, пусть даже и эволюционно и социально как-то оправдано, на самом деле не что иное, как закрученная пружина нашего тайного удовольствия. Это напряжение в социуме звенит и требует время от времени разрядки. К этому мы вернемся чуток попозже.

Отвращение формируется в мозгах в миндалевидном теле, где обрабатываются и другие эмоции, а оттуда передается на лобную кору, где у нас опыт и контроль. Раздражение этих участков вызывает реальные ощущения отвращения. В формировании отвратительных ощущений играет роль внешний вид, запах (вонь) и прикосновение, например к чему-то склизкому и липкому. Сила этих сигналов разная и сильно зависит от культурного наследия и смысл зачастую тоже разный.

Зачем нам такая опция — отвращение? Еще в 1872 году сам Дарвин озадачился отвращением и посвятил ему отдельную главу в работе «The Expression of the Emotions in Man and Animals» . Отдельное внимание посвятил отвратительной мимике, как предупредительному сигналу сородичам о чем-то невкусном.
Сегодня также широко занимаются эволюционноми аспектами отвращения. Есть мнение, что отвращение к открытым инфицированным ранам и трупам оправдано и является защитой социума от заразы. На сайте би-би-си желающие могут пройти тест с картинками и подтвердить или опровергнуть эту теорию.

Есть также вроде статистически достоверные исследования, подтверждающие, что переживание сильной эмоции отвращения понижает иммунитет, на фоне чего активируется вирус герпеса. Объясняется это тем, что в ответ на эмоцию гипоталамус высвобождает стресс-гормон кортизол, что отражается на иммунной системе.

Это как бы все понятно и просто. Но тут философы (я имею в виду Paul Rozin и Martha C. Nussbaum) копнули глубже и разделили базовое отвращение („core disgust“) к гнойным ранам и гнилой еде (которое очевидно больше врожденное, чем приобретенное и эволюционно объективно нужное) и отвращение с сильным моральным привкусом (которое использует фичу базового отвращения и направляет ее на другие менее отвратительные объекты). Это называется моральное отвращение.
Например:
Общество приспособило ощущение отвращения для отделения себя от животного мира. Животное поведение определяется социумом, как отвратительное.
Общество также приспособило отвращение для формирования социальных групп внутри себя. Это называется негативная социализация, когда народ кучкуется на тему отвращения к чему-то общему: гомосексуалистам, евреям, женщинам и пр. Все весьма иррационально, как мы понимаем. При этом адепты отвращения наоборот, часто ставят краеугольным камнем «близость к природе». Гомосексуализм неестественен — значить все, фу, отвратителен.

Другими словами, механизм избегания телесной грязи как бы приспособлен для избегания грязи душевной, что бы под этим ни подразумевалось.

В некоторых культурах моральное отвращение играет едва ли не большую роль, нежели базисное отвращение к еде и фекалиям. Индуисту достаточно, чтобы «нечистый» из нисшей касты прикоснулся к хорошей еде, как она тут же «портится». Даже в достаточно цивилизованных странах моральное отвращение базируется на феномене «магических мыслей». Среднестатистический житель Европы без особого отвращения оденет чистую секонд-хенд кофтейку, если будет знать, что ее носил здоровый нормальный человек. Но поколеблется, если узнает, что вещь носил инвалид без ног или убийца. Одежду Адольфа Гитлера вряд ли кто отважится на себя напялить вообще.

Пару слов об отвращении к еде, которое базовое, но бывает и моральное.

Отвращение к определенной еде у нас может возникнуть в один момент. Достаточно отравиться гнилой шаурмой, как на многие годы нас будет воротить только от ее запаха. Это классический подкрепленный павловский рефлекс.

С едой бывает точно так же «магически» как и с одеждой. Достаточно вбить себе в голову, что какая-то еда недостаточно «космическо-энергетическая», считай все. Или если кусок шоколада сообразить в виде собачей какашки, тоже есть неприятно, хоть и знаешь, что шоколад. Или кто-то хлебнул чужой из тарелки («Кто? Кто сидел на моем стуле, хлебал из моей плошки, лежал на моей кровати? — завопил Михаил Иванович), все, еда становится «нечистой». Думаю, у каждого есть в запасе байки из детсадовского фольклора на эту тему.

В культуре хоть и есть какие-то общие тенденции отвращения к несвежей пище, универсального отвращения к определенной еде кажется не существует.
То и дело находятся народы с аппетитом пожирающие личинки, тухлую рыбу, морских свинок и мозг живой обезьяны. Некотороые считают, что к животному съестному отвращения все ж чаще встречается, нежели к растительному. Хотя глядя, как мой ребенок кривится на салат из овощей, я бы не стала говорить об этом с такой уж уверенностью.

Отвращение и запах.
Хоть и считается, что запах играет важную роль в формировании отвращения, там еще более субъективно, нежели со вкусом и видом. Однако есть тенденция ненавидеть запахи органического происхождения с примесью аммиака и сероводорода. Американцы долго бились над созданием особо вонючей бомбы, чтоб накрыло всех. Пока что ничего лучшего, чем запах фекалий не придумали. Но это еще как посмотреть. Сельским жителям и запах навоза почти что духи.

В Оксфорде тоже изучали как что нюхается и как интерпретируется нюхателями. Оказалось, что вонючий сыр это приятно, более того, запах рвотных масс тоже ассоциировался с вкусным сыром. Для одних нет ничего хуже запаха жженого мяса, другим этот запах навевает сладкие воспоминания о барбекю.

Запах телесных выделений и испарений если и называют неприятным, то интерпретируют как слишком интимный. Как бы там ни было, а современном обществе роль запаха естественных выделений, запах ног, подмышек и изо рта, теряет биологический смысл и называется негигиеничным.

Отвращение и искусство.

Если считать, что Фрейд действительно прав и в обществе благодаря воспитанному отвращению закручена пружина стремления к отвратительному удовольствию, то надо полагать, что ее надо время от времени послаблять. Я в психологии-социологии и прочих псевдонауках не спец, поэтому пою то, что слышу. В общем считается, что искусство, которое сознательно вызывает у народа ощущение отвращения, берет на себя роль снимателя неврозов и приводит к катарсису и облегчению. Созерцание такого — это как бы дистанционное безопасное переживание, не требующее реального ковыряния в кишках, дерьме и трупах. Посмотрел, ужаснулся, проблевался, выпустил пар — и опять назад к чистому и прекрасному.

Там уже столько писателей, философов и художников топчется, что мне уже нечего добавить и это далеко не блоговая тема. И Сартр с Тошнотой, и Ницше с Заратустрой, и Рабле с Гаргантюапантагрюелем, натуралисты, экспрессионисты и современное искусство все перебирает дерьмо различного происхождения и борется с моральным к нему отвращением. Душа художника требует свободы от таких условностей.

Дополнительное чтиво.
Winfried Menninghaus «Disgust. Theory and history of a strong sensation»
William Miller «The anatomy of disgust»
Aurel Kolnai «On disgust«

51 Responses to Dégoût

  1. ну тут по багатьом пунктам можна було б п’ять копійок вставити, але мої п’ять копійок не базуються ні на яких посиланнях.
    цікава стаття. от я досі намагаюся докопатися в собі до причин тотальної відрази до гарбуза. і все марно.

  2. Це якась солянка з гіпотез: «Лингвисты считают», «согласно теории», «Если считать, что Фрейд действительно прав» розбавлена напевно одним фактом і то статистичним про кортізол. Поза цією критикую хочу виділити інформацію яка мені сподобалась:
    «Сейчас ни один ученый в трезвом уме не будет строго делить на врожденное и приобретенное».

  3. Еще в 1972 году сам Дарвин озадачился отвращением и посвятил ему отдельную главу в работе «The Expression of the Emotions in Man and Animals.
    В смысле, в 1872 году или это другой Дарвин?

  4. точно помню, что в детстве никакие мерзкие запахи отвратительными не казались — кроме молочного. от молока просто тошнило и тошнит

  5. Солянка з гіпотез називається «Огляд літератури». Я не схиляюсь до жодної з теорій, бо замутнєна власним огидним досвідом, який мені цінний.

  6. Так давай розкажи, чому ти нас годуєш другорядними переказами? 🙂

  7. Це я не вас годую. Це я себе годую. Люблю, понімаєш лі, поглянути на світ чужими очима. Може щось цікаве побачу.

  8. мені навпаки, в дитинстві деякі запахи здавались просто нестерпними. топлене кнуряче сало. зараз мабуть взагалі цей запах не розпізнаю серед інших.

  9. це у тебе якась гарбузяча аберація! нейрон з інформацією про гарбузячий запах помилково замкнувся на нейронний шлях огиди.

  10. мені смак ще більше огидний.

  11. виникло кілька думок.
    відраза (огида) формує вибірковість. так організм дає знати, що чогось він не може перетравити. їжу матеріальну, чи духовну.
    мені здається, що зараз це почуття в сучасному світі потрохи трохи атрофується.

  12. ну якщо я ще можу уявити, як можна неперетравити матеріальну їжу, то погано уявляю, як можна неперетравити духовну. Поживні якості духовної їжі це ж вторинна надбудова, власне продукт (!) явища моральної огиди. Нам, європейцям, дивно чути про «нечисту» їжу либонь від доторкання, а для індуїстів це реальне відчуття тошноти.
    В сучасному світі стосовно поживності духовної їжі як народжуються нові фобії і забобони, так і переглядаються старі добрі, але забуті «цінності».

  13. а меня от вареного лука тошнило в детстве
    потом как-то прошло

  14. я, власне, і маю на увазі реальне відчуття тошноти. іноді його викликають речі, ніяк не пов»язані ні з запахом, ні з їжею.

  15. з душою художника ви, правду кажучи, трохи поспішили 🙂

  16. Мы тут долго дискутировали о детском отвращении к еде.
    Выдвинули гипотезу, что влияет присутствие в пище мелких или заведомо инородных деталей, а однородная пища воспринимается лучше.
    Ну и так, большой разброс мнений был.

  17. Ого, какие душераздирающие подробности. Опять таки, смотря какая однородная. Слизистая тягучая сопливая, хоть и однородная, по-моему тоже гадость. Что касается воспитания, то смотрю на детей и диву даюсь. Воспитываеш у них до остервенения любовь к овощам и прививаешь отвращение к чипсам. Ан нет, все-равно норовит гадость сожрать какую.

  18. (склала ручки і смиренно чекаю розповіді про душу художників)

  19. Это все глютамат, имхо. В чипсы ведь наверняка добавляют.

  20. Допустим даже так. А почему не удается воспитать к нему отвращение? Подозреваю, что действительно спектр того, к чему можно воспитать отвращение как-то органичен.

  21. а я також власне про це саме. якщо речі, які не пов»язані ні з запахом, ні з їжею викликають тошноту, то це і є власне наслідком вихованого перенаправляння огиди на ці речі.

  22. та хто ж її, ту душу, знає?
    а от те, що багато художників вважають своїм мистецьким обов»язком не відкидати моральні норми, а, навпаки, спиратися на них, як на основоположні — так це вже точно. от альбер камю, наприклад. він, щоправда, письменник, а не художник. але тут це практично одне і те ж 🙂
    з географічно й історично ближчого: молодий українських художник микита кадан буквально нещодавно виголосив, що художники несуть відповідальність за все суспільство. морально відповідальна позиція — це така нова хвиля в українському мистецтві.

  23. особенно непонятно дикое, судорожное отвращение к тараканам, которые не кусаются и не страшные, но отвращение просто зашкаливает. Я даже на картинку с тараканом смотреть не могу без внутренней судороги, а если уж случится соприкоснуться живьем, то день пропал начисто…

  24. я за гармонію!
    це добре, що художники відповідають за все суспільство. хай би то хтось ще з них доступно і зрозуміло сформулював, що вони вважають морально-відповідальною позицією і чому саме. он ніцше в своїй генеалогії моралі принаймні пояснює, звідки це «харашо» взялось. або той же маяковський для дітей на пальцях «что такое хорошо, что такое плохо». а художник микита кадан що хоче?

  25. кстати забыла упомянуть, спасибо, Левконое, напомнили. отвращение также составляющая фобий. но там замешаны сразу две эмоции — страх и отвращение. ну и потом еще возможно удивление и грусть (шучу).

  26. Re: я за гармонію!
    🙂
    правду кажучи, думаю, художники, як раз, дуже активно намагаються сформулювати свої позиції. в тому числі, пишучи тексти. ця відповідальність за все суспільство, звичайно, трохи наївна і дитяча, але в україні настільки популярні «прагматичні» цінності (типу «а що я з того матиму?»), що будь-яка наївність — як ковток свіжого повітря.
    ну а поза україною — це питання, яке десятки років обговорюється.
    та й і хто ж проти гармонії? 🙂

  27. Re: я за гармонію!
    я розумію, що наївність — як ковток свіжого повітря. але часто трапляється так, що спочатку це ковток свіжого повітря, а потім швидко стає моральною фундаменталістською задухою. втім, я можу припустити, що це неминучий шлях від «прагматичних» цінностей.

  28. Re: я за гармонію!
    о, безумовно може стати фундаменталістською задухою. безумовно може. саме тому в мистецтві неприпустимі державні спілки художників і такі подібні утворення. завжди потрібна альтернативна думка.
    але ми якось далеко відійшли від теми посту!

  29. тому мені цікаво, чи виховуючи вибірковість (огиду до певних продуктів) у їжі, ми виховуємо також вибірковість у тих речах, які їжі не стосуються? чи тут немає аж такого прямого зв»язку?

  30. Ай, какая очепятка чудесная!
    > Есть заблевания, которые сопровождаются разрушением эмоции отвращения

  31. А по-моему, все у детей совсем в другом месте закручено. У детей иначе вкусовые восприятия устроены, то, что нам кажется вкусно, им слишком кисло или горько. Почему дети и предпочитают самые простые, незатейливые вкусы: сладкое, жирное… у людей, которые выросли на такой диете (средний американец, например) и никогда не пробовал ничего интереснее грейпфрута, и не будет развит интерес к чему-то другому, а если и будет, то он не будет знать, за что хвататься. 🙂
    Я источников не указываю, но читала и много думала на тему. 🙂

  32. отвращєніє навєрно соціальне понятіє
    тухлі голови лосося, і тухлі моржові пловники — комусь вони не отвратітєльни, а раз отвращєніє не абсолютно а относітєльно — то воно формірується внаслідок якихто культурних вєяній… вліянія общєства…
    от сміх, або плач, як прояви якихто емоцій — абсолютни. понятни усім. а отвращєніє — сомнєваюсь…
    десь читав, шо кук, чі може хтото другий, не важно, на якихтось там островах тузємцам презентували посолену піщу, соль і сольоний вкус визвали у тузємців отвращєніє.
    щтука в том, шо отвращєніє воно іменно шо к чємуто. і оте шото — опрєдєляється культурними нормами. а от сміються і плачуть віздє одінаково, як нам кажеться, по яким то одінаковим причинам — і главне — ці причини можуть і не завісєть од моралі — особєнно в случаї смєха (ідуть дєвочьки зімой, а тут одна хоп — поцкользнулась і на жопу — впала, остальні з неї сміються і дають їй руку, і вона сміється, встає, мне собі забите мяхке мєсто, не понятно, не морально — неприятность — но гад забавно)

  33. Убей спаммеров ниже, там пучок целый!

  34. Re: Ай, какая очепятка чудесная!
    Ох уж эти опечатки. Как блох ловлю, а они лезут. Эту видела, но у меня рука не поднялась прибить этот привет из подсознания.

  35. Ну ты все правильно говоришь. Но вот мы дома кулинарно извращаемся как взрослые. Дети при этом пробуют с глубокого детства все. Старший уже четко шарит в шкале: изысканно, очень вкусно, вкусно, просто питательно и незатейливая кухня. Но! Стоит только отвернуться, как карманные денюжки тратятся на гамбургер из полок готового питания (буэ!), при том, что в холодильнике грустит шикарное жаркое из ляжек индейки в винном соусе с тимьяном и розмарином.

  36. А меня тошнит от женского дезодоранта Fa с «запахом арбуза». Причем сами арбузы я обожаю, а вот если рядом пройдет женщина с запахом этого дезодоранта, хочется блевануть ей вслед, простите мой французкий.

  37. Якось ти стала краще писати. Чи то я краще почав розуміти.
    Щодо напружень правота Фройда в мене не викликає сумнівів.
    Щодо висловлення відрази невербальним знаком — схоже що це необхідність, що виникла в ході еволюції соціальних знаків у вищих ссавців.

  38. Та у мене по-різному буває. Якщо тема мені близька, то я можу загрузнути в дєбрях і мені ліньки розписувати все доступно. А якщо тема для мене трохи далі, то я сама внікаю і роблю вижимки, які простіше читаються.
    Щодо напружень Фройда мені важко судити. Прикольно було б побудувати суспільство з зовсім іншим досвідом і подивитись що буде. Особисто я вважаю, що це схоже на таку нестійку рівновагу. Коли в суспільстві стає забагато сміття, то воно «прагне» до чистого і світлого. Коли світлого стає забагато, то людиськам гівно подавай. Наприклад мій син каже, що морально відпочиває в Україні, глядючи на смітники на базарі в райцентрі.
    От і зараз в німецьких школах котиться нова амок-хвиля. Роззлючені школярі вриваються в рідні школи з сокирами і крушать все. Можливо це і є наслідок цієї закрученої німецької пружини.
    А мені навпаки, мабуть в дитинстві було забагато хаосу. Тому я на смітники дивлюсь з огидою і морально відпочиваю, коли ніщо не муляє око.

  39. Вот поэтому у меня концовка романа «Парфюмер» вызвала некий внутренний диссонанс. Боюсь, что не существует запаха, котрый бы заколдовал всех.

  40. Баланс-баланс. Чим сильніше маятник коливається, тим більше ймовірності що він зірветься в одній з крайніх позицій. Треба слідкувати за крайніми точками. Зараз світ розігнався аж надто.

  41. емоції це настільки обширне поняття, що я не готова про них зараз говорити. сміх і плач також знаходяться під культурним впливом.

  42. Аналогичная картина в нашем колхозе. Пробует все, многое нравится, дома питается очень здорОво и изысканно. А в школе до недавнего времени покупал всякую дрянь в буфете, видимо, тянет на простое и незатейливое…

  43. почему до недавнего времени? а теперь?
    (там момент управления весьма важный, такая версия есть. Не просто сладок запретный, а распорядиться собой в момент выбора чипса.)

  44. ну не знаю, не знаю. Я манную кашу даже пробовать отказывалась. До сих пор не знаю, какая она на вкус, меня от одного вида подташнивает.

  45. Недавно я своих детей допрашивал насчет их отношения к пенкам в молоке или какао.
    Дочка объяснила, что надо ложкой размешать, тогда пенка распадается на мелкие кусочки и нормально. А сын вообще спокойно к ним относится.
    Сам я в детстве эти пенки не терпел. А с возрастом, как вырос, стал любить. Стакан молока, в котором на четверть сверху пенки — вкусно.
    Дети у меня много что едят. Каши молочные любят, и манную, и геркулесовую, и рисовую. А вот маслины не воспринимают совершенно. Хотя и я и жена маслины любим.
    Сыр с плесенью (камамбер, бри) любим всей семьей. А сыры типа рокфора (дор-блю и т.п.) дети не едят, только мы с женой. А сын от первого брака еще совсем маленьким (2-3 года) ел рокфор с удовольствием.
    Пармезан сын не любит, дочка и родители — любим.
    НО вот что интересно — сын очень любит рыбу (селедку, жареную, рыбный суп — в общем, в любом виде), а дочка ее почти не ест. При том что кормим мы их одним и тем же, т.е. вроде как неоткуда разнице взяться.

  46. Отмечу, что отвращение на толстую белую гусеницу — это наше, европейское. Различные аборигены этих гусениц едят вовсю и с удовольствием.
    Мой сын рассказывал в 8-9 лет, что они, выпендриваясь друг перед другом, ели гусениц и муравьев. Нормально на вкус, говорит. Так что в данном случае это чисто культурные веяния. Ели бы мы их с детства — любили бы.
    Что касается запаха навоза — я в селе практически не жил, так, бывал иногда. Тем не менее коровий навоз для меня не воняет, а пахнет. В отличие от человеческого и собачьего, которое таки отвратительно воняет.
    И, кстати, парное молоко отдает запахом, похожим на запах коровьего навоза.

  47. Що сказати, чітко, красиво, інтересно.
    Дякую.

Ответить на progenes Отменить ответ