Мозг и время.

Давненько что-то я про мозг не писала. Тут как раз статья симпатичная подоспела. Кто читает на английском – лучше идти и читать оригинал. Кому лень читать, я сейчас напою. Но сразу скажу, что оригинальная статья из серии «мороз по коже», лучше читайте оригинал. И вообще, кто еще не подписан на The Edge, то я не понимаю почему.

Мозг сам по себе пребывает в темноте и тишине черепной коробки. Он только контактирует с внешним миром посредством электрических сигналов, поступающих по скоростных путях нервных волокон. Поскольку различные типы сенсорной информации (слух, зрение, прикосновение) поступают с различной скоростью различными путями, мозг должен решить архиважную задачу: какая самая лучшая история об окружающем мире может быть сконструирована?

Вопросом «как мозг обрататывает и анализирует время» задавались давно. Мы все наблюдаем, что в детстве время идет как бы медленее, а потом ускоряется – только что отпраздновал однин день рождения, как пора опять покупать свечи на торт. Пришли к выводу, что время восприятия зависит от количества и интенсивности новых или необычных событий. В детстве большинство событий новые – поэтому и время ощущается «медленнее». Впрочем, к этому выводу можно прийти и без сложных экспериментов. Это в глобальном масштабе.

В локальном тоже наблюдают интересный эффект – если перед испытуемым прокручивать однообразные картинки с одинаковым темпом, и вдруг показать странное изображение в том же темпе, то испытуемый субъективно считает, что время показа странной картинки дольше, чем однообразных. Время как бы замедляется.
Допустим, замедляется зрительная картинка. А слуховая? Будет ли в этот момент восприятие звуков замедлено тоже так, как бы затянули проигрывание магнитофонной записи?

Провели эксперимент. Сообразили прибор, который устроен по принципу детской игрушки, где на двух сторонах диска нарисованы разные изображения. На одной стороне — ветка, на другой – птица. Если диск вращать, то в какой-то момент мозг сопоставляет изображения и видит птицу на ветке. А если вращать слишком быстро, то изображения смазывается и мозг вообще ничего не видит. Установили частоту смены изображений так, что «смазывание» только-только началось. Нацепили на испытуемого прибор с мелькающими картинками и бросили в пропасть. Ну не в пропасть, и не бросили, сам прыгнул. В общем устроили ему свободное падение – как бы эрзац необычного нового переживания с субъективным «замедлением» времени. Если мозг в момент новых переживаний в общем «замедляет» время, то и порог «смазанной» картинки изменится и испытуемый начнет ее видеть. Действительно, испытуемый свободное падение оценивал по времени как довольно длительное. Но вот «смазанная» картинка так смазанной и осталась. Получается, что разные переживания по разному обрабатываются.

Или вот еще эксперимент. Испытуемый нажимает на кнопку и видит вспышку. Одновременно. Но вспышка это как бы следствие нажатия. Делаем между нажатием и вспышкой интервал, скажем в две сотых милисеккунды. Мозг окончательно фиксирует, что вспышка наступает после нажатия. А теперь опять убираем интервал. И знаете что? Мозг думает, что вспышка появлятеся ДО нажатия, хотя на самом деле это не так.

В результате этих всех экспериментов нейробиологи пришли к парадоксальному выводу, что мозг как бы ждет самый дальний и медленный сигнал, чтобы уже собрав все сигналы и максимум информации об окружающием мире, синхронизировать их в одно временное событие. Это имеет также эволюционное значение. Что было бы, если бы мозг человека, получая зрительную информацию о наблюдаемом тигре, который крадется в зарослях с контрастным солнечным освещением, с разной скоростью воспринимал и анализировал темные и светлые его полосы? Тигры бы распался на пространственно-временные картинки, подобрался бы к человеку и съел его.

Хотя статья начинается с истории о монгольской империи Кублай Хана, я этим закончу. Когда империя Кублай Хана (1215–94) разрослась до огромных размеров, стало сложно ею управлять. И он придумал разсылать гонцов в самые отдаленные уголки империи, чтобы они собирали там информацию и возвращались с новостями. Возвращались они с разной скоростью, в зависимости от погодных условий, конфликтов или собственной расторопности. Но у самого Кублай Хана была задача такая же, как у нашего мозга – собрав максимально информации, установить, в какой последовательности какие события происходят в империи.

40 Responses to Мозг и время.

  1. Да, прекрасная статья, да и журнал очень познавательный.

  2. Совершенно верно.

  3. Спасибо! Мега интересно.

  4. (мій мозок ігнорує цей комент, як самий дальокій і невиразний сигнал)

  5. Просвітлився, стало легше жити і думати. Дякую.

  6. Очень познавательно.
    А не подскажете тоже что-нибудь новое из наисследованого в области соотношений полушарий у левшей? Меня, как леворукую очень такие вещи занимают, и статей много, но неизвесто, что именно читать.

  7. йомайо… «Что было бы, если бы мозг человека, получая зрительную информацию о наблюдаемом тигре, который крадется в зарослях с контрастным солнечным освещением, с разной скоростью процессировал темные и светлые его полосы? Тигры бы распался на пространственно-временные картинки, подобрался бы к человеку и съел его.»
    я собі уявив. spooky!

  8. а мы подписаны, давно уже 🙂
    все хорошо, только слово «процессирует» режет слух/глаз.

  9. К сожалению я не смогу что-либо посоветовать. Я не интересуюсь этой темой регулярно. Больше спорадически.

  10. хотя слово емкое. в одном флаконе «сбор, обработка и анализ».

  11. ага. мені також сподобалось.

  12. ну це хороша новина, що мозок такий розумний і не спішить робити висновки, поки не діждеться всіх сигналів.

  13. Да, мне самой интересно!

  14. Спасибо, интересно, а главное доступно. читаю вас и хочется продолжать учить английский, потому что понимаю есть очень интересные ресурсы в нете на англ.

  15. Спасибо, очень интересно.

  16. «Тигры бы распался на пространственно-временные картинки, подобрался бы к человеку и съел его.» — Самый шикарный перл!)))
    А за статью спасибо, очень интересно!

  17. Есть всякие забавные картинки на эту тему. На нее смотришь — никакого изображения. Потом глаза отводишь, смотришь на белую стену — и появляется изображение. Если интересно — скину

  18. Тю, а народ с искусственным интеллектом все мается. Да разве ж такое переплюнешь!

  19. и пока потом електроны добегут от глаза до мозга. Что происходит медленней полета фотонов. 🙂

  20. не съел
    человек будет следить за более быстрыми полосами)

  21. 4ujn:

    Ну важко за 70 років існування науки переплюнити майже 4 міліарда років еволюції)

  22. Спасибо. Миллисекунды 🙂

  23. почему тогда отпуск , наприер тур по Европам, проходит так быстро, а время пока все дети не уснут и не начнется взрослое время — так медленно :)))

  24. Мозг и время.
    Просто Edge, без The

  25. Мозг и время.
    А про время во сне есть что?

  26. О мозге и особенно о восприятии времени, об индивидуальных особенностях субъективного времени, написано в монографии Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека.
    Можно почитать у меня на сайте

  27. Спасибо, мне понравилось объяснение о разнице восприятия времени в детском и взрослом возросте,хотя оно спорно.

  28. Прочел пост и сразу вспомнил книжки Робина Кука «Мозг» и «Мутант» — на редкость добротные триллеры на биологические темы. Там и про ГМО тоже есть 🙂
    http://lib.rus.ec/b/30482/read
    http://lib.rus.ec/b/30483/read

  29. [Пишет программку для перекалибровки субъективного времени :)]
    Спасибо, интересная статья!

  30. спасибо, и за ваш легкий слог тоже))

  31. замечательная статья. спасибо)

  32. есть мнение, что субъективное восприятие скорости течения окружающих событий зависит от собственной активности. Например, птицы, с их пульсом, с их скоростью взмахов крыльев, ощущают мир человека словно в «киселе». То есть, люди перемещаются рядом с голубем очень медленно и сонно, в то время как он клюет что-то на асфальте 🙂
    Также и с людьми. Ребенок очень активен. Его движения быстрее взрослого человека (наверняка и пульс выше). Чем старше становится человек, тем темп его замедляется, а восприятие мира вокруг ускоряется. Это справедливо и для восприятия геометрических размеров предметов. Например, если взрослый человек очень давно не был в кабинетах школы для 1-го класса, то зайдя туда, по прошествии лет 15-ти, он увидит очень маленькие парты для детишек 🙂 Хотя когда был первоклашкой, эти парты казались огромными..

  33. во-во! это гораздо ближе и правдоподобнее, чем парадоксальный вывод нейробиологов (я так и ниасилил логическую цепочку, исходя из представленных в материале экспериментов). что-то они туманно объясняют. видать, изначально ставилась задача.

  34. есть другое мнение, экспериментально подтвержденное, что субъективное восприятие скорости течения окружающих событий зависит от количества и интенсивности новых или необычных событий http://progenes.livejournal.com/63689.html#cutid1

  35. Вы видели взрослого человека, который бы сказал, что годы стали ощущаться медленнее? Как правило, все говорят снова и снова, что : «Вот и ещё 1 год пролетел. Время летит все быстрее и быстрее».
    Предположим, что некий человек в 2009 году занялся парашютным спортом, экстримальными прыжками с высоты, много ездил по миру. Если в 2010 его спросить, а как пролетел 2009-ый? У него в жизни появилось много интенсивных и необычных событий. Как Вы думаете, что он ответит? 🙂
    ПО своему опыту (хоть я и не занимался парашютным спортом) могу сказать, что независимо от этих событий, восприятие течения времени все равно меняется в сторону ускорения.

  36. Анонімний:

    о мозге. о времени
    хорошая статья. Вчера разговаривал со знакомой и она говорит:сколько времени осталось жить? Я ей встречный: сколько мы его прожили(в смысле мало) В общем, хоть туда , хоть сюда, все-равно мало. Интересно было бы узнать о кровообращении мозга в разные периоды жизни человека. Ведь все же мозг влияет на продолжительность жизни,на возникновение той или иной болезни. Не та ли? Виктор

Ответить на Анонімний Отменить ответ