Еще раз о зеркальном тесте.

Я уже однажды писала про руж-тест: «Когда шимпанзе посадить перед зеркалом, аккуратно опустить его лапу в красную краску, а затем прикоснуть эту лапу ко лбу шимпанзе и поставить там красную метку, то может случиться, что шимпанзе вдруг узнает в запачканом краской отображении себя. Эта процедура называется руж-тест. »

До сих пор случаи самоузнавания были зафиксированы у шимпанзе, карликовых шимпанзе и орангутанов. С гориллами и гиббонами непонятно, потому как одним ученым удается обнаружить, а другим — нет. Вроде как связано с возрастом подопытных обезьян. Кроме того, что-то похожее наблюдается у дельфинов и слонов. Для тех, кому понравилось, есть свежие новости. В новом выпуске Plos biology сообщение, что явление самоузнавания в зеркале обнаружили у сороки.

Это знаменательный факт, который ставит под сомнение границу, которая отделяла несколько осознающих себя млекопитающих от остального животного мира. Причем скорее всего, у приматов, дельфинов, слонов и, как оказалось, у некоторых птиц, развитие этого признака происходило независимо (но вероятно при похожих социальных условиях) — так называемая конвергентная эволюция.

Опыт проводили в строгих стандартизированных условиях. На сорок поцепили метку на грудь так, чтобы она была видна сорокам только в зеркало. Все поведенческие реакции разделили на 4 типа: А-попытку достать метку клювом. Б-попытку достать метку лапой. С- доставание клювом груди, но не метки, Д- доставание других частей тела. Поведение А и В обозначили как поведение, вызванное меткой.

После чего перед сорокой поставили зеркало и стали наблюдать. Сороки демонстрировали к зеркалу большой интерес- изучали изображение, заглядывали за зеркало, проявляли социальное поведение (наверное пробовали нападать), двигались перед зеркалом. И вот некоторые сороки затем обнаруживали в зеркальном изображении метку, которую пробовали потрогать на себе клювом или снять лапой. Таким образом, сороки узнавали в зеркальном изображении себя.

Этот факт ставит перед учеными целую кучу вопросов. Какая зона в мозгу отвечает за это явление? До сих пор считалось, что это зародилось в неокортексе, но очевидно, что у птиц задействованы другие зоны. Каким образом появилось это явление в поведении в процессе эволюции и какую роль играет социализация, как фактор эволюционного прессинга.

Источник: Helmut Prior et al. Mirror-Induced Behavior in the Magpie (Pica pica): Evidence of Self-Recognition

46 Responses to Еще раз о зеркальном тесте.

  1. Мне кажется, я про ворон читала, и не меньше пары лет тому назад…

  2. Мне кажется, я про ворон читала, и не меньше пары лет тому назад…

  3. Эти утверждают, что они первые.

  4. Эти утверждают, что они первые.

  5. Так сороки ведь — одни из самых умных в животном мире. В смысле, что умеют решать стратегические задачи, как никто другой.

  6. Так сороки ведь — одни из самых умных в животном мире. В смысле, что умеют решать стратегические задачи, как никто другой.

  7. Видимо потому и пал выбор на сорок!

  8. Видимо потому и пал выбор на сорок!

  9. я чув, що сороки сконструювали перший персональний компйутер

  10. я чув, що сороки сконструювали перший персональний компйутер

  11. до речі, я знаю ще один дзеркальний тест. точніше наслідок теста: якщо чоловік бачить свій особливий орган лише в дзеркало — значить пора кидати пити пиво.

  12. до речі, я знаю ще один дзеркальний тест. точніше наслідок теста: якщо чоловік бачить свій особливий орган лише в дзеркало — значить пора кидати пити пиво.

  13. Мужа спросила — тоже, говорит, читал. Но сходу мы не вспомнили, где, я пару книжек-кандидатур пролистала, но не нашла.
    Видимо, полноценный эксперимент по всем правилам — действительно, первые. Я, наверное, читала в духе Es gibt Hinweise, dass…

  14. Мужа спросила — тоже, говорит, читал. Но сходу мы не вспомнили, где, я пару книжек-кандидатур пролистала, но не нашла.
    Видимо, полноценный эксперимент по всем правилам — действительно, первые. Я, наверное, читала в духе Es gibt Hinweise, dass…

  15. Покопалась — у них в университетском журнальчике первая статья восьмилетней давности. Так что, поди, я их результатов упоминания и видела. 🙂

  16. Покопалась — у них в университетском журнальчике первая статья восьмилетней давности. Так что, поди, я их результатов упоминания и видела. 🙂

  17. Почти все все мои собаки очень уважали зеркала и вообще любые полированные поверхности в смысле самогруминга: шерсть пригладить, хвост распушить и все такое…

  18. Почти все все мои собаки очень уважали зеркала и вообще любые полированные поверхности в смысле самогруминга: шерсть пригладить, хвост распушить и все такое…

  19. По-моему, про слонов было.

  20. По-моему, про слонов было.

  21. мой черепахи любят таращиться в зеркало…

  22. мой черепахи любят таращиться в зеркало…

  23. Я тоже про сорок читал. Правда не очень давно, не помню… Может быть, всего пару месяцев назад… Если предположить, что рекламировались результаты принятой работы до официального выхода в печать (а работа апрельская), то это вё ещё могла бы быть та же самая работа.

  24. Я тоже про сорок читал. Правда не очень давно, не помню… Может быть, всего пару месяцев назад… Если предположить, что рекламировались результаты принятой работы до официального выхода в печать (а работа апрельская), то это вё ещё могла бы быть та же самая работа.

  25. только не мажь их краской! зачем тебе осознающая себя черепаха?

  26. только не мажь их краской! зачем тебе осознающая себя черепаха?

  27. кстати до сих пор у собак как раз такого замечательного эффекта и не зафиксировали почему-то. плохо искали?

  28. кстати до сих пор у собак как раз такого замечательного эффекта и не зафиксировали почему-то. плохо искали?

  29. чому watcher.com.ua досі замовчує цей факт?

  30. чому watcher.com.ua досі замовчує цей факт?

  31. всі були на віпочинку. кормили сорок і ворон

  32. всі були на віпочинку. кормили сорок і ворон

  33. знаю что болгары сороку вороной называют. Может и в других языках есть подобная путаница

  34. знаю что болгары сороку вороной называют. Может и в других языках есть подобная путаница

  35. А шут знает. Может просто не интересно никому?
    Но зуб на мясо даю, если взять в эксперимент каких-нибудь колли или немецких овчарок — фиг что выйдет по причине тупости. Если взять пекинесов или чау-чау — не выйдет по причине лености и общей стервозности. Шпицы какие-нибудь могут, думаю.

  36. А шут знает. Может просто не интересно никому?
    Но зуб на мясо даю, если взять в эксперимент каких-нибудь колли или немецких овчарок — фиг что выйдет по причине тупости. Если взять пекинесов или чау-чау — не выйдет по причине лености и общей стервозности. Шпицы какие-нибудь могут, думаю.

  37. зачем ты меня намазала краской навела на эту мысль?:))

  38. зачем ты меня намазала краской навела на эту мысль?:))

  39. еще подумала… Наверное, я не совсем права.
    Своих-то собак я сама учила что такое зеркало — объясняла, показывала и все такое… Наверное, это не сичтается…

  40. еще подумала… Наверное, я не совсем права.
    Своих-то собак я сама учила что такое зеркало — объясняла, показывала и все такое… Наверное, это не сичтается…

Добавить комментарий

