Меня в коментариях спрашивают, как я до такой жизни докатилась стала биологом. Я подумала и решила, что это смесь рока, встречи ключевых людей и, вероятно, судьбы. Кому интересно созерцать приступ эксгибиционизма, тот лезет под кат, кому нет, тот спокойно

Родилась я в семье инженеров-мелиораторов в небольшом украинском райцентре, поэтому до некоторых пор на вопрос «Кем я хочу стать?» стандартно отвечала, что инженером-мелиоратором. Поскольку практичный подход к моему будущему у меня доминировал, то бездумный ответ постепенно трансформировалася в неизбежную уверенность. Я училась хорошо, демонстрируя отличные отметки при фактическом отсуствии каких-либо глубоких систематических знаний. Ходила в музыкальную школу по классу фортепиано и в художественную студию при дворце пионеров, а также подавала признаки формального лидерства в комсомольской организации.

К концу семилетнего курса обучения в музыкальной школе учительница обнаружила у меня зародыш музыкального таланта и стала профориентировать меня в сторону от карьеры мелиоратора: «Ты вообще соображаешь, что такое мелиорация?! Это осушивание болот? Болот! Это грязь такая. А если ты выучишься в музучилище, то будешь сидеть в сухом, теплом и уютном кабинете в двумя инструментами и учить детишек. Я поговорю с твоими родителями». Учительница действительно поговорила с родителями, с директором музшколы и с кем-то из музучилища. На следующее занятие явился куратор из училища и мне стали подбирать произведения для вступительного экзамена с учетом моей техники и темпрамента. Весь следующий год, то есть восьмой класс я должна была учить программу, чтобы поступить в музучилище.

Как раз на момент обучения в седьмом классе в райцентре построили новую школу и классы переформатировали по-новому. У нас появились новые учителя. Среди них была учительница биологии, которая фактически и сыграла решающую роль в том, что я сейчас сижу и пишу блог на биологическую тематику. Я рутинно сходила на одну из многочисленных школьных олимпиад и по биологии в том числе. После чего учительница сказала, что имеет смыл подготовиться на районную олимпиаду. Затем на областную. А затем и на республиканскую. Это все как раз совпало с музыкальной профориентацией, которая накрылась медным тазом вместе с победой на республиканской олимпиаде.

Учительница биологии подошла к вопросу подготовки к олимпиаде радикально. Сначала она методично поштопала дыры в моем биологическом образовании за предыдущие семь лет. После чего мы приступили к глубокой проработке всех известных ей олимпиадных задач, которые она дотошно собирала многие годы. Она дала мне самое важное — умение методично прорабатывать рутинные вопросы, строить базис для последующей надстройки. Каждый последующий учебный год мы начинали с повторения материала, начиная с пятого класса, а затем опять прорабатывали олимпиадные вопросы. Думаю, что лишним будет упоминать, что с тех пор я стала олимпиадным завсегдатаем и школьным биологическим фриком.

Когда я училась в 9-ом классе, в журнале «Наука и жизнь» опубликовали конкурсное задание заочной математической школы при МГУ биологическое отделение. Я немедленно его решила и отправила. Последующие два года я исправно получала методички, решала биологические задачи и отправляла их в Москву. В то же время у меня образовались солидные пробелы в остальных предметах. Пользуясь славой фрика я уходила с любых других уроков, которые мне казались скучными, такие как труд, военная подготовка и физкультура, а по литературе и астрономии сдавала экстерном. Все приносилось на костер в жертву биологии. К концу десятого класса у меня не возникало вопросов, куда поступать. Понятно, что биофак. Ясно, что киевский универ.

Блеснув золотой медалью, я попытылась сыграть в рулетку. Мы помним, что у меня пробелы в знаниях (которые мне еще не раз аукнутся), поэтому надо было или сдать биологию на пять или даже не пробовать вообще. Фортуна мне подмигнула и я стала студенткой биофака. Пока остальные абитуриенты пыхтели с остальными экзаменами, мне полагалась отработка на благо университета. Тут фортуна мне подмигнула еще раз и в коридоре общаги я встретила одну знакомую по олимпиадам, которая уже там училась, более того, проходила практику в одном институте. Я тут же воспользовалась приглашением и посетила институт, который мне показался ну едва ли не храмом науки. Фактически эта встреча определила в какой-то мере будущее, потому что с начиная с первого курса и до недавних пор я числилась сотрудником этого института. Именно, что числилась, потому что глаза на суровую реальность у меня открылись очень быстро.

Процесс обучения был тернист. Все, что касалось биологии, мне было приятным и интересным. Но первые три года там биологию читали эпизодично. Все почему-то математику с физикой и историю с химией. Пару раз чудом не вылетев, я таки сцепила зубы и за три дня выучила неорганику с помощью сердобольных однокурсников. После этого бдительности старалась не терять. К счастью ввели письменные экзамены, что позволило мне успешно маскировать чудовищные пробелы в физике. Кроме того, иностранный язык приобрел признаки факультативности, что существенно облегчило жизнь на тот момент. На третьем курсе предложили определиться со специализацией. Пока я зевала, оказалась в группе генетиков. К тому времени я уже приблизительно представляла себе, что я хочу. А хотела я модной в то время молекулярной биологии, а в эту группу так просто было не попасть. Поэтому я пол-года прилежно специализировалась на генетике, а потом как-то между делом перевелась без лишнего пафоса и шума. Удивительно, что у меня это получилось с пол-оборота. Сама удивляюсь.

Суровая реальность настигла меня сначала на курсовой, которую я пробовала сделать в Том Самом Институте. Тут стоить сказать, что лаборатория держалась на голом энтузиазме двух молодых и амбициозных вчерашних студентов. Пока весь институт сидел в полях, мы выменивали продукцию института на реактивы и пробовали играться в молекулярную биологию в условиях домашней кухни. Я ставила какие-то белковые форезы по ночам и спала в лаборатории на столах. Интересно, что в результате таких любительских действий у меня пыла не поубавилось, а наоборот, неудачи раззадорили. Провальная курсовая не отбила у меня охоты к науке. К пятому курсу я вышла с твердой уверенностью, что могу поставить любой эксперимент, дай мне только точку опоры реактивы в руки. Стало ясно, что в институте для этого нет ничего, поэтому стала искать другой, где меня могут взять и где кто-то что-то делает.

Следующий институт был по оснащению настоящим раем. Я думала, что это и есть место, где делается наука. Прозрение наступило уже в Германии, когда я увидела, как действительно выглядит научный рай. Год пролетел незаметно. У меня появились кое-какие результаты и я даже думала, что это научные результаты. По факту пяти лет обучения в универе я могу сказать, что мы попали на пик развала. Все, кто мог думать и хоть немножно соображал, все валили за бугор. Нам половину курсов специализированных не прочитали, поставили зачет автоматом. При этом даже в тех местах, где что-то как-бы делалось, отсутствовали не только ресурсы, но и школа. Я отдаю себе отчет, что за пять лет обучения я едва ли приумножила знания.

Так случилось, что я вернулась в Тот Самый Институт молодым специалистом в таком виде, что всем стало ясно, что я всех перехитрила. Шестой месяц беременности уже не маскировался. Фактически больше я там действительно не появлялась. Сначала родился сын, а потом муж уехал в Германию докторантом, а через несколько месяцев я следом на ним.

Пообвыкнув в Германии и выучив немецкий язык, я достала запылившийся диплом и попробовала себя продать подороже. Правда заключалась в том, что таких специалистов, как я там, не надо и даром. Хотя вру, даром можно. Поэтому я начала возвращение в лоно биологии волонтером. Тут мне аукнулось все: и ущербный английский и отсутствие солидных лабораторных навыков. Но у меня было желание и еще я быстро обучаюсь. У меня фактически был лабораторный и теоретический крэш-курс. Я набиралась знаний и навыков, как пересохшая губка. После длительных и безуспешных мытарств, я наконец оказалась в институте, где мой шеф спросил меня, чем я хочу заниматься. Я еще на всякий случай уточнила «А чем можно?». Он мне сказал, что всем: от культуры растений in vitro до молекулярки и биохимической аналитики. Я не стала переспрашивать второй раз и быстренько выпалила, чтобы он не передумал: «Я хочу заниматься молекулярной биологией.» Так я стала докторантом.

С тех пор прошло много времени. Я попала в просто замечательный институт, с хорошей школой, со всем необходимым оборудованием для работы, с высококлассными специалистами, работающими на пике мировой науки. Как ученый, я ощущаю, что в этом институте я прошла путь от младенца до тинейджера и продолжаю учиться. Я четко осознаю, что есть еще над чем работать. Я вспоминаю с каким базисом я сюда явилась и завидую своим студентам-практикантам, что у них стартовый капитал знаний и умений на порядок выше, чем был у меня. Значит пойдут вперед быстрее и будут успешнее.

54 Responses to

  1. Русланка, ты крута. Горжусь!

  2. Русланка, ты крута. Горжусь!

  3. чудово!
    ти просто молодець.

  4. чудово!
    ти просто молодець.

  5. Спасибо, очень интересно. Удачи!

  6. Спасибо, очень интересно. Удачи!

  7. Русланка, така класна історія!
    ріспектіще!

  8. Русланка, така класна історія!
    ріспектіще!

  9. Ну от, не одному мені це цікаво, що підтверджують коменти вище:)
    Дуже цікаво. Шкода що немає назв інститутів:)

  10. Ну от, не одному мені це цікаво, що підтверджують коменти вище:)
    Дуже цікаво. Шкода що немає назв інститутів:)

  11. Думаю, що туди можна вписати назву будь-якого українського науково-дослідного інституту. До того ж підозрюю, що за останні 15 років мало що змінилось в кращу сторону.

  12. Думаю, що туди можна вписати назву будь-якого українського науково-дослідного інституту. До того ж підозрюю, що за останні 15 років мало що змінилось в кращу сторону.

  13. Потрясающе поучительный пост и историческое эссе впридачу, надо бы подрастающему поколению показать!:) Успехов Вам!

  14. Потрясающе поучительный пост и историческое эссе впридачу, надо бы подрастающему поколению показать!:) Успехов Вам!

  15. Нема з чим порівнювати,але думаю що так. Принаймні англійської ніхто не знає і журналів не читає. Хоча може десь…

  16. Нема з чим порівнювати,але думаю що так. Принаймні англійської ніхто не знає і журналів не читає. Хоча може десь…

  17. Я знаю окремі місця, де знають англійську і читають журнали. Але всі вони у своїй історії мають неабияку частку контактів з закордоном.

  18. Я знаю окремі місця, де знають англійську і читають журнали. Але всі вони у своїй історії мають неабияку частку контактів з закордоном.

  19. кто б говорил
    сама !!!!

  20. кто б говорил
    сама !!!!

  21. Чому ж вони назад приїхали?
    Я анітрохи не науковець, просто спробував попрацювати в Інституті Ботаніки. Так чим далі в ліс, тим товстіше партизани: ніхто нічого не знає, і, здається нікому нічого й не цікаво. Новиною є інформація якогось 97 року, а «молекулярно-біологіческіє мєтоди» вимовляється з неприкритим презирством (рідко з заздрістю). Хоча я взагалі негативіст. І молоді нема, інакше б мене ніхто туди й на попрацювати не взяв:)

  22. Чому ж вони назад приїхали?
    Я анітрохи не науковець, просто спробував попрацювати в Інституті Ботаніки. Так чим далі в ліс, тим товстіше партизани: ніхто нічого не знає, і, здається нікому нічого й не цікаво. Новиною є інформація якогось 97 року, а «молекулярно-біологіческіє мєтоди» вимовляється з неприкритим презирством (рідко з заздрістю). Хоча я взагалі негативіст. І молоді нема, інакше б мене ніхто туди й на попрацювати не взяв:)

  23. Молодец, короче. Люблю такие успешные истории!

  24. Молодец, короче. Люблю такие успешные истории!

  25. m8m:

    Русланчик, ты молодец!!!

  26. m8m:

    Русланчик, ты молодец!!!

  27. Да у меня таких примеров навалом. Такие есть, по сравнению с которыми мой жизненный путь выглядит как прямая дорога без сучка и задоринки.

  28. Да у меня таких примеров навалом. Такие есть, по сравнению с которыми мой жизненный путь выглядит как прямая дорога без сучка и задоринки.

  29. повертаються з різних причин: у когось сім»я, хтось не витримав конкуренції, комусь просто вдома краще.
    ситуація, з якою ти стикнувся в інституті ботаніки, дуже типова.

  30. повертаються з різних причин: у когось сім»я, хтось не витримав конкуренції, комусь просто вдома краще.
    ситуація, з якою ти стикнувся в інституті ботаніки, дуже типова.

  31. Да… В России генетика тоже, думаю, уже не в состоянии даже приблизиться к уровню работ западных коллег. Максимум — понимать, что они делают, проводить небольшие частные исследования или совместные работы (при их же финансировании).
    СпасиБо Вам за интересные посты.

  32. Да… В России генетика тоже, думаю, уже не в состоянии даже приблизиться к уровню работ западных коллег. Максимум — понимать, что они делают, проводить небольшие частные исследования или совместные работы (при их же финансировании).
    СпасиБо Вам за интересные посты.

  33. Поздравляю вас и вашу ЛИЧНОСТЬ с тем, что успешно выбрались (и продолжаете выбираться) из тяжелых для отечественной науки времен. Талантливый человек всегда найдет свою нишу, было бы здоровье!!! 🙂
    Грустно, что в Украине наука покалечено как-то особенно сильно. То ли действительно все свалили, то ли проходимцев слишком много застолбили бюджетные места…

  34. Поздравляю вас и вашу ЛИЧНОСТЬ с тем, что успешно выбрались (и продолжаете выбираться) из тяжелых для отечественной науки времен. Талантливый человек всегда найдет свою нишу, было бы здоровье!!! 🙂
    Грустно, что в Украине наука покалечено как-то особенно сильно. То ли действительно все свалили, то ли проходимцев слишком много застолбили бюджетные места…

  35. Ty samaya samaya!!!!!!!!!
    Gorzhus’ 🙂

  36. Ty samaya samaya!!!!!!!!!
    Gorzhus’ 🙂

  37. Прекрасно!
    На мое решение пойти в биологию тоже повлияла учительница биологии ))

  38. Прекрасно!
    На мое решение пойти в биологию тоже повлияла учительница биологии ))

  39. По-моему, биологии здорово повезло. А бедная музыка тихонько плачет в сторонке. Может, только болото немелиорированное довольно урчит.

  40. По-моему, биологии здорово повезло. А бедная музыка тихонько плачет в сторонке. Может, только болото немелиорированное довольно урчит.

  41. Молодчина какая! Горжусь знакомством!
    Эх нашим бы детям понять,как надо учиться,чтобы стартовать во всеоружие. Я прочитаю твой пост старшей. Очень поучительно!

  42. Молодчина какая! Горжусь знакомством!
    Эх нашим бы детям понять,как надо учиться,чтобы стартовать во всеоружие. Я прочитаю твой пост старшей. Очень поучительно!

  43. дууу життєствердно, дякую. ну і взагалі молодець.

  44. дууу життєствердно, дякую. ну і взагалі молодець.

Добавить комментарий

