Доминантный vs. рецессивный.

Вопрос из зала:а как объяснить рецессивные и доминантные признаки? почему один аллель подавляет другой? (за одно, что такое аллель). Только без занудствования и чтобы понятно и не длинно.

Хороший вопрос.
Напомню, каждая клетка содержит два набора хромосом. Один унаследован от матери, другой от отца. Следовательно каждый ген у нас представлен двумя вариантами. Это и есть аллели. Например, ген на хромосоме А на позиции номер 9 кодирует ген цвета глаз, то и на хромосоме Б на позиции номер 9 тоже кодирует цвет глаз. Читая это, вы наверняка подумаете, а какой их них определяет мой цвет глаз?

Если у вас есть одна копия гена карих глаз и одна копия голубых глаз, то какой у вас цвет глаз? Правильно. Карий. Это и есть идея доминантности гена, когда один ген подавляет другой. А что в это время делает голубая версия? Ответ: Не работает.

Что значит не работает? Почему это не работает?
Если продолжать пример с цветом глаз, то карий цвет обусловлен наличием пигмента меланина в радужной оболочке глаза. Работа доминантного гена в даном случае значит продукция меланина. Голубой цвет обусловлен отсутствием меланина. То есть если в организме встретились два рецессивных гена, то меланина не будет и глаз будет голубым.

Вы логично можете предположить, что «голубая» версия гена может продуцировать какой-то пигмент и мы будем наблюдать тогда смешение различных цветов. Проще всего рассмотреть это на примере курчавых и прямых волос. Курчавые волосы определяет ген А, доминантный генотип АА. Прямые волосы определяет ген С, генотип соответственно СС. Какие волосы будут у генотипа ААСС? Волнистые. Это пример так называемого кодоминирования.

Домашнее задание для .
1. Протестируйте всех ваших знакомых на наличие кривых мизинцев, которые доминантные и прямых, которые рецессивные.

2. Предложите всем знакомым скрутить язык в трубочку. У кого получилось, у того есть доминантный ген «скручивание языка в трубочку», кто не способен, рецессивный.

3. Не стесняйтесь и посмотрите знакомым в уши. Если мочка уха приросла, значит хозяин уха носитель рецессивного гена.

4. Будьте внимательны. Когда ваши подопытные расслабились и переплели пальцы рук вот так, понаблюдайте, большой палец какой руки у них сверху.

Если левой руки, то подопытный носитель доминантного гена, а если правой, то точно носитель рецессивного гена.
5. Теперь расскажите подопытному про ваши знания генетики наследования и спросите, как он их находит. В этот момент не спускайте глаз с его пальца.

Если палец как палец, значит его владелец носит доминантный ген. Если изогнут на 60° или даже больше, так и знайте, дело пахнет рецессивный геном.

Запишите результаты в табличку. Сделайте выводы.

Реклама

29 Responses to Доминантный vs. рецессивный.

  1. А у меня дочка умеет переворачивать язык на 180 градусов. Т.е. нижней стороной кверху. Она мутант? 🙂

  2. А его ещё можно на ребро ставить — в одну сторону и в другую 😛

  3. Позвольте вопрос, пожалуйста!
    Как-то на 3 курсе, когда нам генетику преподавалаи, я не сообразила узнать — а что же получается и как оно работает, когда в организме 2 рецессиных гена (или набора, если их несколько, влияющих на признак). К примеру, какие будут глаза, если у нас не карий/голубой (тут всё ясно), а голубой/залёный, зелёный/серый и т.п.?

  4. (расплетя пальцы рук) А это не коррелирует с тем, правша или левша подопытный?

  5. вроде нет, но утверждать не берусь.

  6. (пробует развернуть язык) может просто способная?

  7. а что же получается и как оно работает, когда в организме 2 рецессиных гена (или набора, если их несколько, влияющих на признак)
    -В любом случае рецессивный это отсутствующий, неработающий или функционально слабо работающий ген.
    К примеру, какие будут глаза, если у нас не карий/голубой (тут всё ясно), а голубой/залёный, зелёный/серый и т.п.?
    -Как я уже успела выяснить, цвет глаз на самом деле полигенный признак. Окраску глазам придает не столько сам меланин, сколько его различные производные: эумеланин, ферромеланин. Я специально вверху привела пример с волосами. То же самое можно сказать про цвет глаз. Допустим ген А регулирует продукцию эумеланина (скажем зеленый, я не знаю на самом деле. просто предполагаю), а ген Б регулирует продукцию ферромеланина (например тот же карий). Дальше можно придумать, что генотип ААББ карий, ААБб серый, ААбб зеленый, АаБб серозеленый, аабб голубой.

  8. Это вообще-то один из классических тестов на «рукость». Что, конечно, не исключает его гнетической подоплеки. Хотя я сомневаюсь, что тут дело в одном только гене.

  9. Это ей вообще раз плюнуть 🙂

  10. ну и какой палец должен быть сверху у правши?

  11. В таком случае наблюдаем определенную несостыковку. Если доминантным признаком является ЛЕВЫЙ палец сверху, то мы должны наблюдать в популляции доминирование этого признака. То есть левшей? А на самом деле правшей определенно больше. Если это и коррелирует с праворукостью, то наверное наоборот (левый палец сверху-правша).

  12. Итак, распределение по популляции показало вот что:
    Handedness
    Right handed – 93%
    Left handed – 7%
    Hand clasping
    Left thumb on top – 55%
    Right thumb on top – 44%
    No preference – 1
    Очевидно, что это вряд ли связанные признаки, даже если учитывать переученных левшей.

  13. а як пояснити, коли в обох батьків очі карі, а у дитині — блакитні?

  14. В принципі по прочитанні статті можна відповісти на таке питання самому.
    Ітак:
    1. «Если у вас есть одна копия гена карих глаз и одна копия голубых глаз, то какой у вас цвет глаз? Правильно. Карий.»
    2. «Напомню, каждая клетка содержит два набора хромосом. Один унаследован от матери, другой от отца.»
    Ну? Тепер ясно?
    Підказка: дитина унаслідувала «блакитну» копію гену від мами і «блакитну» копію гену від тата, хоч вони обоє мали карі очі.

  15. Вопрос из зала.
    От біологічна зброя, біологічно зброя. А чого насправді бояться, коли говорять про біологічну зброю і що, в дійсності, було б найбільш дієвим? Якийсь пріон-мутант, чи модифікована ебола?

  16. але ж карість — домінантна ознака.
    чи я чогось не розумію?

  17. Re: Вопрос из зала.
    Коли говорити про біологічну зброю, то треба пам»ятати, що вона має задовольняти основному критерію: знищувати ворога, і при цьому бути якимось чином безпечною для нападаючого. З огляду на це, я думаю, що це навряд чи може бути щось непідконтрольне типу пріонів. Мабуть це може бути щось вірусне, проти якого є вакцина, хоч і це навряд чи ефективно, бо спочатку ж треба наробити вакцини достатню кількість, яка при цьому довго не зберігається. Тому зараз все частіше говорять про щось ентічновибіркове, але це якось несерйозно насправді. О! Треба буде про це написати.

  18. карість — домінантна ознака! Давай ще спробуємо з літерами. Генотип кароокої мами Аа (А-карий, а-блакитний, якого не видно!!!), генотип кароокого тата також Аа. Бремо ці два генотипи, розділяємо літери, перемішуємо і паруємо як нам подобається. Получаються діти АА (кароокі), Аа (кароокі) і аа (блакитні).

  19. Напиши!
    Дуже цікаво.

  20. аааа…
    призабула я задачки з генетики напрачь.
    пасіба.

  21. а де acknowledgements за методичне промивання мізків щодо доступності викладу?

  22. acknowledgements одразу після laudation за доступне викладення!

  23. Здравствуйте!
    Мы — научно-популярная программа «Прогресс» — сейчас обдумываем сюжет под рабочим названием «занимательная генетика», в котором собираемся рассказывать как раз обо всяких таких признаках (сворачивание языка в трубочку и т.п.). Останавливает нас непонимание того, откуда же все это стало известно. Все известные нам лаборатории генетики человека занимаются чем-то серьезным и прикладным — генами муковисцидоза, предрасположенности к шизофрении и так далее. А сворачивание языка в трубочку — это какое-то общее место, которое совершенно непонятно, кто открыл, когда и каким методом. Не могли бы вы подсказать нам каких-нибудь авторов, которые этим занимались?
    Спасибо.

  24. Здравствуйте!
    Мы — научно-популярная программа «Прогресс» — сейчас обдумываем сюжет под рабочим названием «занимательная генетика», в котором собираемся рассказывать как раз обо всяких таких признаках (сворачивание языка в трубочку и т.п.). Останавливает нас непонимание того, откуда же все это стало известно. Все известные нам лаборатории генетики человека занимаются чем-то серьезным и прикладным — генами муковисцидоза, предрасположенности к шизофрении и так далее. А сворачивание языка в трубочку — это какое-то общее место, которое совершенно непонятно, кто открыл, когда и каким методом. Не могли бы вы подсказать нам каких-нибудь авторов, которые этим занимались?
    Спасибо.

  25. О, здорово
    Спасибо большое 🙂

  26. О, здорово
    Спасибо большое 🙂

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: